Наружка в Украине: итоги первого полугодия 2004 годаСухие факты статистики Согласно исследованию компании Ukrainian Media Monitor (UMM), которое было презентовано 18 августа 2004 года, количественный рост рекламных поверхностей в первом полугодии текущего года увеличился на 15 % по сравнению с аналогичным периодом 2003 года. Для справки. Компания Ukrainian Media Monitor производит сбор и анализ информации, касающейся состояния наружной рекламы в 30 городах Украины. Данные собираются и обновляются дважды в месяц. Способом сбора информации является инспекция носителей наружной рекламы. По сравнению с прошлым годом наблюдается увеличение количества щитов 3 x 6 на 2 % и снижение сити-лайтов более чем в два раза. По данным UMM, быстрее всех растет количество бэклайтов и призмавижнов. Их рост за прошедшие полгода составил 21 % и 18 % соответственно. По количеству рекламных поверхностей лидерство удерживает Киев, в котором расположено около 1/3 всех рекламных поверхностей страны. В столице прирост составил 14,3 % за последние полгода. Наибольший рост количества плоскостей зафиксирован также в Черновцах (36 %), Ровно (28,5 %) и Ивано-Франковске (28 %). Наименьший - в Донецке и Харькове - по 3 %, а также в Одессе (4,9 %). Особенности развития рынка Рост бюджетов в первом полугодии 2004 года составил 33,8 % относительно первого полугодия 2003 года. Причиной подобного роста, наряду с ростом парка конструкций, можно назвать увеличение стоимости аренды на 20 %, заявленное операторами в конце 2003 года. Доля рекламы табачных изделий в общем бюджете традиционно уменьшилась почти на 3 % по сравнению с аналогичным периодом 2003 года, при этом общий бюджет по категории вырос на 1,17 млн. долл. Немногим более чем на 2 % выросла доля рекламы услуг связи. А затраты на рекламу товаров и услуг в данной категории выросли на 1,81 млн. долл., показав самый большой прирост затрат. В десятке ведущих рекламодателей первая пятерка не изменилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Новинки конструкций 1. Проект оператора <РТМ> по установке в г. Киеве сети конструкций типа <Пилон>. Формат 2,8 х 1,4 стал одной из новинок на рынке наружки. Всего было установлено 45 конструкций, на которых разместились 90 плоскостей. 2. На Юге Украины компанией <ВВВ> были установлены 7 вращающихся вокруг оси пилларов: 6 - в Симферополе и один - в Севастополе. 3. В столице появился новый оператор, компания , которая предложила рекламодателям бэклайты размером 2,4 х 3,6, установленные в непосредственной близости от подземных переходов в центральной части города. Таким образом, столичный оператор осваивает сравнительно новый для Украины сегмент <Уличной мебели>, или, как принято его называть на Западе, 4. Компании Philip Morris и BAT начали размещать на табачных киосках собственную рекламу. Все рекламные поверхности - в формате <Сити>. Итого Вот как прокомментировал итоговые данные директор по работе с клиентами компании UMM Андрей РУДЕНКО: - Рынок практически полностью развивался по сценарию, спрогнозированному нами в начале 2004 года, во всяком случае - по Украине в целом. В презентации итогов 2003 года (общий бюджет наружки - 63,83 млн. долл.) мы предполагали: <Если в 2004 году не будет введен запрет на наружную рекламу алкогольных и табачных изделий, увеличение количества рекламных поверхностей приблизится к 25 %, то есть до 39-40 тыс. плоскостей. Общие затраты на размещение наружной рекламы, по нашим оценкам, увеличатся на 20-25 млн. долл., что составит 30-40 % по отношению к показателям текущего года. Принятие же запрета может привести к сокращению количества конструкций и снижению стоимости аренды на 15-20 %>. Эксперты ведущих рекламных агентств были более осторожны в своих прогнозах, чем мы, отсюда - и разговоры об опережающих темпах роста. Тем не менее отличия не существенные - в пределах 5 %. Правда, в нашем случае, 5 % - это 2 млн. долл. В любом случае, точной оценки рынка не существует в природе, нам дано лишь стремиться к определенной точности, и, судя по тому, что на нас ссылаются, <Украинскому Медиа Монитору> оценка рынка удается лучше. Прогнозы экспертов Общий рост плоскостей наружной рекламы в Украине продолжается с сохранением темпов 2002-2003 гг. Беседы с представителями операторов и рекламных агентств показали, что, несмотря на регулярные попытки властей ввести запрет рекламы табачных и алкогольных изделий средствами наружной рекламы, рынок считает невозможным принятие предполагаемого запрета в ближайшие год-два. Сохраняется и тенденция снижения доли рынка у крупнейших операторов сетей наружной рекламы за счет средних и мелких локальных компаний, а также тенденция монополизации рынка наружной рекламы или отдельных его сегментов. Прирост рекламных носителей типа призмавижн и бэклайт происходит с опережающими средний показатель роста поверхностей темпами. Что же касается среднего показателя занятости рекламных поверхностей по Украине, он составляет около 70 %. А значит, вполне реально наличие потенциала для дальнейшего роста числа носителей, который может составить около 30%. Наибольшие темпы роста будут демонстрировать высокотехнологичные конструкции (призмавижн, бэклайт, скроллерный щит). Рост бюджетов, по прогнозам экспертной группы UMM, останется на уровне 40-45 %, что обуславливается следующими факторами: 1) высокие темпы экономического роста Украины; 2) приближающиеся выборы президента нашей страны. В конце 2004 года ожидается активизация деятельности чиновников крупнейших городов Украины по вытеснению больших форматов из центральных районов городов. Подобный подход должен привести к росту форматов сити и мидл сити в городах-миллионниках. Алла ПРОКОФЬЕВА, газета "Биржа" |