07.09.2004

Би Лайн догоняет МТС



Уже 81% москвичей ходят с мобильным телефоном, говорится в отчете исследовательской компании от AC&M-Consulting. МТС с «Би Лайном» набрали почти по 6,5 млн абонентов и оставили «МегаФону» чуть больше миллиона. Борьба за оставшиеся 19% будет продолжаться очень вяло, поэтому российские абоненты вместе с регионами начинают осваивать страны СНГ, где мобильный бум только начинается.

Обычно в августе, по сравнению с июлем, намного меньше людей покупают мобильные телефоны и становятся абонентами, утверждают представители исследовательской компании AC&M-Consulting. Но в этом году последний месяц лета выдался ударным для российских операторов сотовой связи: вместе им удалось подключить 3,1 млн человек: на МТС пришлось 1,502 млн, на «Би Лайн» –1,17 млн, а на «МегаФон» – всего 749 тыс.

«Би Лайн», который с начала года наращивал продажи в регинах, в августе обошел МТС и в Москве, набрав 226 тыс новых абонентов. «МегаФон» благодаря своему новому тарифу Fix, по которому оплачивается только соединение, почти догнал МТС по числу подключений: соответственно, 177 тыс и 185 тыс. человек.

Реванш «Би Лайн» в Москве Антон Погребинский, аналитик AC&M-Consulting, объясняет цикличным эффектом. «Помимо интересных для потребителя маркетинговых инициатив «Би Лайна» (например, появление нового тарифа «Би+Бум», предлагающего низкие цены за длинные разговоры – «Газета.Ru»), есть и другой фактор, – уверен эксперт. – «Би Лайн» и МТС в течение 5-7 месяцев по очереди сохраняют за собой лидерство в Москве, а потом уступают его конкуренту».

Оксана Панкратова, аналитик исследовательской компании iKS-Consulting, придерживается другого мнения: «Смена лидера по подключениям в Москве – чистая случайность. Все зависит от маркетинговой политики. Я думаю, что через пару месяцев это противостояние сойдет на нет, и они будут владеть равными долями рынка». «В Москве рост подходит к концу, – соглашается с госпожой Панкратовой Алексей Яковицкий, аналитик «Объединенной финансовой группы». – МТС и «Би Лайн» будут делить первое место, «МегаФону» достанется незначительная доля рынка».

Российские операторы прекрасно понимают, что бум сотовой связи постепенно спадает, и уже не ждут удвоения абонентской базы, как это было в последнее время. Для продолжения бешеного роста они устремляются в соседние государства – страны СНГ.

В Петербурге «Би Лайн», наоборот, полностью «провалил» месяц – в августе компания подключила считанное количество абонентов (МТС – 45 тыс, «МегаФон» – 70 тыс). Его доля в новых подключениях упала с 38% до 7%, чем не замедлил воспользоваться «МегаФон», на который пришлось 48% новый абонентов петербуржцев (в июле – только 30%). В «Би Лайне» это объясняют проблемы с номерной емкостью, которые разрешились только в середине сентября. Дело в том, что у компании закончились номера, начинающиеся на 903 и 905, и несколько месяцев не давали новый код.

«Би Лайн» последним вылез за пределы России и купил в августе казахского оператор «Кар-Тел» за $350 млн, добавив в свою копилку еще 600 тыс абонентов.

МТС с 895 тыс абонентов уже почти вернул себе первое место в Белоруссии: у ее основного конкурента Velcom клиентов больше всего на 5 тыс. В начале августа МТС еще прикупила за $ 250 тыс узбекского оператора Uzdunrobita c 250 тыс, поэтому российская компания работает уже в 4 странах СНГ (на Украине она представлена своей 100%-ной дочкой UMC).

В августе только «МегаФон» не отметился покупкой, а его таджикский TT-Mobile подключил всего 1,12 тыс абонентов.

По оценкам iKS-Consulting, доходы от сотовой связи в первом полугодии 2004 года в России составили $3,31 млрд. При этом 11% от этой суммы ($360 млн) приходится на дополнительные услуги (SMS, MMS, мобильный интернет).

«Такой пик притока абонентов объясняется тем, что компании запустили много новых сетей этим летом», – считает Константин Чернышев, старший аналитик ИК «НИКойл»

Господин Чернышев полагает, что уже в начале следующего года «Би Лайн» (у которого 18,48 млн абонентов) догонит МТС (20,03 млн) по числу абонентов в России. Алексей Яковицкий из «Объединенной финансовой группы» уверен, что это произойдет не скоро. «Лидерство «Би Лайна» по подключениям в регионах объясняется тем, что это новая компания, новый бренд, которого там раньше не видели. МТС и «Би Лайн» сохранят за собой первое и второе место, потому что обладают безграничными ресурсами – по $1,5 млрд в год. В отличие от них, «МегаФон» только сейчас дорос до евробондов, но и этого не хватает для удовлетворения спроса».

Газета.RU