31.08.2004


"Транснефть" уводит деньги из Москвы в Петербург



Екатерина Дербилова
Анатолий Темкин
Борис Грозовский

Слухи о том, что бюджет Санкт-Петербурга пополнится за счет налогов “Транснефти”, оказались близки к истине. Компания откроет в этом городе филиал для управления имуществом Балтийской трубопроводной системы (БТС), который и обеспечит платежи в городскую казну. По оценке аналитиков, Москва потеряет на этом переезде порядка $50 млн.


Государству принадлежит 75% “Транснефти” (100% голосов). Ее выручка по МСФО за 2003 г. составила 114,16 млрд руб., чистая прибыль – 30,56 млрд руб. В 2003 г. “Транснефть” заплатила 11 млрд руб. налога на прибыль. БТС – основной строящийся проект “Транснефти”, сейчас ее мощность 47,5 млн т. Эксплуатирует БТС 100%-ная “дочка” монополии – “Балтнефтепровод”, зарегистрированный в Ленобласти.

На следующий день после победы на губернаторских выборах Валентина Матвиенко пообещала петербуржцам увеличить городской бюджет в два раза. А в середине июля она рассказала о переговорах с восемью крупными компаниями насчет перевода их на налоговый учет в Петербурге. Матвиенко уточнила, что они ежегодно будут приносить в бюджет города до $200 млн. Одной из них называли “Транснефть”, хотя в самой компании категорически опровергали эту информацию.

Но как стало известно “Ведомостям”, часть налогов трубопроводной монополии может достаться Петербургу. “Транснефть” задумала открыть там филиал для управления имуществом БТС. Заочное голосование совета директоров по этому вопросу назначено на 6 сентября, говорит близкий к совету чиновник. “Компания намерена прописать в уставе создание петербургского филиала, — поясняет он. — Филиал будет управлять частью имущества БТС и платить часть налогов в бюджет Петербурга”.

Вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев подтвердил “Ведомостям” намерение открыть филиал. “С расширением БТС значительная часть нефтяного экспорта в стране переместилась в Приморск, и нам необходимо усилить оперативное управление в этом регионе”, — поясняет Григорьев. Чиновник Минэкономразвития говорит, что его ведомство готовит соответствующий проект директивы членам совета. Его коллега из Минпромэнерго тоже поддержал идею, отметив, что “пока идет речь лишь о создании филиала”.

Алексей Фокин, замгендиректора “Балтнефтепровода” (“дочка” “Транснефти”, строит и эксплуатирует БТС), утверждает, что в новый филиал “Транснефти” с баланса головной компании будут переведены примерно 50% активов БТС. Как изменится налогообложение компании после открытия филиала, он не сказал.

“По месту нахождения филиала будет платиться налог на имущество, региональная часть налога на прибыль и все региональные налоги и сборы, — объясняет управляющий партнер юрфирмы A.S.T. Анатолий Юшин. — Бюджет Москвы может подсчитывать потери”. Старший аналитик “Совлинка” Лев Сныков оценивает их в $35-40 млн в год. “Основная часть, безусловно, — налог на прибыль”, — уточняет он. Его коллега из Brunswick UBS Максим Машков прогнозирует отток примерно $50 млн налогов. “Общий налог на прибыль от БТС в 2004 г. можно ожидать на уровне $60 млн. И если филиал станет оператором по проекту БТС, то региональная часть от этой суммы [в Петербурге — 19%] пойдет в бюджет города”, — поясняет Машков. А вот налог на имущество он не учитывает, “так как магистральные трубопроводы не облагаются этим налогом”.

Эксперты видят в решении “Транснефти” открыть филиал в Питере исключительно политические причины. “Налоги в Петербурге не ниже, чем в Москве”, — говорит Юшин. Менеджер налогового отдела петербургского представительства Ernst & Young Иван Смирнов добавил, что “Транснефть” от этого “ничего не выиграет, но и не проиграет”.

В Смольном отказались от комментариев, а источник, близкий к петербургской администрации, говорит, что городские власти не планируют предоставлять “Транснефти” налоговые льготы. А столичные чиновники расстроены. “Матвиенко развернула нездоровую конкуренцию с Москвой и занимается переманиванием крупных компаний”, — сетует чиновник московского правительства.



Ведомости