31.08.2004


"МегаФону" нужны евробонды. Компания планирует выпуск на $375 млн



Игорь Цуканов

Не сумев привлечь кредиты, третий по размерам российский сотовый оператор “МегаФон” попытается занять $375 млн через еврооблигации. Одобрить их выпуск акционеры должны 17 сентября, но этому решению, как и прежним, может воспротивиться “Альфа”. Тем более что совет директоров “МегаФона” осложнил жизнь этому миноритарному акционеру — он отменил свое решение передать реестр независимому регистратору.


Крупнейшие акционеры “МегаФона” – ОАО “Телекоминвест”, владеющее 31,3% акций сотового оператора, финско-шведский оператор TeliaSonera, контролирующий 35,6% акций “МегаФона” напрямую и еще 8,17% косвенно (TeliaSonera владеет 26,1% акций “Телекоминвеста”). Другими акционерами “МегаФона” являются ООО “ЦТ-Мобайл” (25,1% акций) и два бермудских офшора – IPOC International Growth Fund (6,5%) и Harborne Group Limited (1,5%). За 2003 г. “МегаФон” удвоил свои доходы до $814 млн. На конец июля оператор обслуживал 9,8 млн абонентов.

Вчера стало известно, что совет директоров “МегаФона” включил в повестку дня предстоящего внеочередного собрания акционеров компании вопрос о выпуске еврооблигаций. Объем выпуска должен составить $375 млн, а андеррайтерами будут Citibank и ING Bank. Такие сведения содержатся в материалах к собранию акционеров.

“Совет директоров прошел крайне успешно, — заявил “Ведомостям” член совета директоров “МегаФона”, гендиректор петербургского холдинга “Телекоминвест” (владеющего 31,3% акций оператора) Максим Горохов. — Решены все вопросы финансирования “МегаФона”.

После того как блокирующий акционер “МегаФона” — компания “ЦТ-Мобайл” перешла в собственность “Альфа-групп”, среди акционеров оператора началось противостояние. Неудивительно, что они не могли занять единой позиции и по поводу способа финансирования компании. Прежние акционеры тут же передумали консолидировать компанию и размещать ее акции на бирже. Попытки руководства “МегаФона” привлечь банковские кредиты тоже не дали результата. Весной этого года сотовая компания вела переговоры с Citibank и ING Bank о привлечении синдицированного кредита на сумму $188 млн. Однако когда эта сделка вышла на уровень собрания акционеров, принадлежащий “Альфе” “ЦТ-Мобайл” добился снятия его с рассмотрения.

Вложить средства в развитие “МегаФона” могли бы сами акционеры — решение о допэмиссии акций на $50 млн было принято еще в июне прошлого года, а 16 сентября 2003 г. ФКЦБ зарегистрировала проспект эмиссии. Однако размещение до сих пор не состоялось. Гендиректор “ЦТ-Мобайла” Дмитрий Возианов заявил “Ведомостям”, что размещение невозможно — в проектах договоров купли-продажи акций есть обязательное условие, что покупатель не должен участвовать ни в каких судебных разбирательствах. А все владельцы “МегаФона” сейчас участвуют в судебных процессах, связанных с переходом “ЦТ-Мобайла” к “Альфа-групп”.

Хотя подконтрольного “Альфе” пакета недостаточно, чтобы заблокировать решение о выпуске евробондов на собрании, аналитики не ожидают, что эта эмиссия пройдет гладко. “Сложные взаимоотношения между акционерами "МегаФона" не способствуют размещению допэмиссии, — замечает старший аналитик "УралСиба" Константин Чернышев. — Но и подъем средств на рынке еврооблигаций для "МегаФона" тоже не лучший выход — ведь эта компания еще не успела создать себе надежную репутацию заемщика. Значит, стоимость этих денег будет немаленькой”. Впрочем, отмечает Чернышев, выбирать “МегаФону”, по сути, не из чего — компании срочно нужны средства на развитие. Возианов вчера не смог сказать “Ведомостям”, будет ли “ЦТ-Мобайл” возражать против выпуска еврооблигаций, до подробного изучения материалов к собранию акционеров.

Тем не менее совет директоров не порадовал представителей “ЦТ-Мобайла”, пересмотрев решение передать реестр собственных акционеров независимому регистратору — Национальной регистрационной компании (НРК). В начале июня “ЦТ-Мобайл” через суд потребовал перевести реестр независимому регистратору. Рассмотрение дела назначено на 8 сентября, но теперь совет директоров “МегаФона” отменил свое прежнее решение и постановил: компания продолжит вести реестр сама.



Ведомости