30.08.2004

"Ультра" замахнулась на 30 регионов. Петербургская сеть намерена открыть более 400 салонов связи



Глеб Крампец
Владимир Штанов

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Первая немосковская сеть салонов сотовой связи объявила о региональной экспансии. Петербургская “Ультра” на этой неделе вышла в Самару, а до конца следующего года инвестирует $30 млн в открытие более 400 магазинов в 30 регионах. Но эксперты и участники рынка предупреждают, что благоприятный момент уже упущен и “Ультре” придется конкурировать с крупными местными игроками и московскими дилерами, которые вышли в регионы больше года назад.


Петербургская компания “Ультра Стар” основана 1988 г. и является производителем и дистрибьютором систем безопасности и средств связи. Компании принадлежит сеть салонов связи “Ультра”, состоящая примерно из 60 точек в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. По собственным данным, оборот “Ультра Стар” в 2003 г. составил $185 млн, из них сеть салонов принесла около $37,5 млн. Лидерами российского рынка являются компания “Евросеть”, открывшая около 700 салонов связи, “Максус” (сеть “Связной”) – более 300 салонов и DIXIS – около 300 салонов. По данным Mobile Research Group (MRG), в 2003 г. россияне потратили на покупку сотовых телефонов и подключение к операторам более $2 млрд, а в текущем году эта сумма превысит $3 млрд. Из них более 80% тратится на покупку сотовых телефонов, а остальное на подключение.

“Ультра Стар” начала строить региональную сеть с Ростова-на-Дону. Первый салон открылся там летом этого года. По словам директора по маркетингу сети салонов “Ультра” Дмитрия Карманова, презентация салона в Самаре состоится 31 августа. До конца 2004 г. в Самаре и Ростове-на-Дону планируется открыть по 15-20 салонов, а также выйти на рынки Казани, Екатеринбурга, Новосибирска и Нижнего Новгорода. К концу 2005 г. “Ультра” рассчитывает иметь 500 салонов в 30 регионах. В каждый из регионов компания инвестирует по $1 млн, чтобы занять примерно 15% местного рынка, говорит Карманов.

Финансировать региональную экспансию петербуржцы собираются за счет собственных и заемных средств, включая товарные кредиты от поставщиков сотовых телефонов. Назвать кредиторов и суммы Карманов отказался. Он говорит, что в 2004 г. оборот салонов связи достигнет $70 млн, а к 2005 г. вырастет до $250 млн. “Столичный рынок уже не перспективен для серьезного развития, а в регионах наблюдается бум сотовой связи”, — говорит он. В Москве у компании открыт один салон при офисе.

Эксперты и участники рынка согласны, что в провинции рынок мобильной связи растет быстрее, чем в столицах. Однако наиболее подходящий момент для выхода в регионы, по их мнению, уже упущен.

Ведущий аналитик MRG Эльдар Муртазин считает, что затраты на выход в регион выросли в несколько раз, хотя место для развития еще есть. “В некоторых регионах после прихода московских сетей стоимость аренды помещений для салонов возросла в три раза”, — поясняет он.

С ним согласна и руководитель пресс-службы сети “Связной” Анна Свердлова. По ее словам, большинство мест под салоны связи в крупных региональных центрах уже заняты. “Кроме московских компаний "Ультре" придется конкурировать и с крупными региональными игроками, которые давно работают на рынке и представляют из себя достаточно серьезных конкурентов”, — говорит она.

По словам Эльдара Муртазина, пик региональной экспансии московских сетей “Евросеть”, “Связной” и Dixis пришелся на 2003 г., когда они открыли салоны в большинстве российских городов с населением выше 500 000 человек. Муртазин говорит, что на протяжении прошлого года эти компании потратили на освоение регионов “десятки миллионов долларов”.



Ведомости