30.08.2004

Автогражданка помогла страховой отрасли избежать спада



Павел Миледин

Бурный рост страхового рынка прекратился — в первом полугодии 2004 г. страховые компании собрали лишь на 8% больше взносов, чем за первые шесть месяцев прошлого года. Этому скромному росту страховщики обязаны ОСАГО, которое позволило компенсировать продолжающееся падение сборов по страхованию жизни из-за свертывания зарплатных схем.

По данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), за январь — июнь страховщики собрали 252,3 млрд руб. взносов, что всего на 7,8% больше, чем в первом полугодии 2003 г. Это намного меньше показателей последних лет, когда рынок увеличивался на десятки процентов . Но и этого скромного роста могло не быть, если бы не введение с 1 июля 2003 г. обязательной автогражданки.

По данным Росстрахнадзора, в первом полугодии сборы по этому виду страхования составили 23,4 млрд руб. Без учета сборов по ОСАГО собранная страховщиками за полгода премия сократилась бы на 2,2%. При этом сборы по добровольным видам страхования уменьшились почти на 10%.

Основной причиной стало более чем 40%-ное падение взносов по страхованию жизни, которое традиционно ассоциируется с зарплатными схемами. Замначальника отдела ФССН Людмила Веселова объясняет это новой редакцией закона “Об организации страхового дела”, которая с этого года запретила совмещать страхование жизни и перестрахование, что делали более 800 компаний. Поэтому Дума приостановила запрет до 2007 г., но многие компании успели сдать лицензии по страхованию жизни, чтобы продолжить более прибыльный бизнес по перестрахованию.

Впрочем, многие связывают падение “жизни” с общим оздоровлением рынка и постепенным свертыванием зарплатных схем. Запрет на совмещение страхования жизни и перестрахования мог лишь усложнить схемы, но не привести к такому падению, считает гендиректор “АльфаСтрахования” Владимир Скворцов. Основные игроки прекратили заниматься этим бизнесом, объясняет сокращение сборов по страхованию жизни гендиректор “РЕСО-Гарантии” Сергей Саркисов. Страховщики уверены, что объемы схем продолжат уменьшаться. “[Клиенты страховщиков] поняли уроки крупнейших компаний, которые не в полной мере платили налоги”, — соглашается руководитель ФССН Илья Ломакин-Румянцев.

Эта тенденция отразилась на списке крупнейших компаний по объему собранной премии (см. таблицу). Прошлогодний лидер, Столичное страховое общество, по итогам полугодия опустился на 2-е место, собрав премии почти вдвое меньше по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. — 10,5 млрд руб. против 19,3 млрд руб. Основные сборы ССО (94,6%) по-прежнему приходятся на страхование жизни. Похожая ситуация у лидера 2000-2002 гг., СГ “УралСиб”, которая со 2-го места по итогам 2003 г. переместилась на 8-е (см. таблицу). Пресс-секретарь компании Татьяна Грошева объяснила это постепенным сокращением операций по “жизни” в портфеле компании. За год доля “жизни” в портфеле “УралСиба” сократилась с 88% до 62%. Получить комментарий в ССО не удалось.

Но свято место пусто не бывает. В числе крупнейших компаний появились два новичка — “Вита-Полис” и “Дельта-Полис”, полгода назад занимавшие 1134-е и 577-е места. У обеих все взносы собраны по страхованию жизни. Получить комментарии у этих компаний не удалось. В июле, комментируя итоги I квартала, сотрудник “Дельта-Полиса” Владимир Савицкий удивлялся высокому месту компании, предположив, что “бухгалтер что-то напутал”.

Впрочем, подобные компании недолго удерживаются в лидерах. Например, занявшая в 2003 г. 3-е место компания “Класско” (со 100%-ной долей “жизни”) по итогам первого полугодия опустилась на 40-е место, а лидер первых шести месяцев 2003 г. — “Веста” уже лишилась лицензии. Поэтому желающим застраховаться не следует ориентироваться на список по объему сборов, подчеркивают в ФССН.

Но без учета “жизни” первая половина года оказалась для страховщиков удачной, отмечает Саркисов: сборы по другим видам добровольного страхования выросли на 25,6% (см. график).

Первое место принадлежит Национальной страховой группе — 11,5 млрд руб. против 5,3 млрд руб. в I полугодии 2003 г. “Весь рынок демонстрирует положительную динамику, и мы не исключение”, — объяснил результаты компании президент НСГ Юрий Решетняк.

Но реальным лидером рынка стал “Росгосстрах”, который вместе со своими “дочками” за январь — июнь продал полисов на 16,4 млрд руб., из них 47% — ОСАГО. Но “дочки” “Росгосстраха” — самостоятельные юридические лица, и ФССН учитывает их по отдельности.

А вот “Ингосстрах” преобразовал свои “дочки” в филиалы и в результате поднялся с 8-го места, которое занимал в 2002-2003 гг., на 3-е. “Бизнес "дочек" теперь учитывается в отчетности компании”, — говорит первый замгендиректора “Ингосстраха” Андрей Загорский. Это, а также 1,2 млрд руб. премии по ОСАГО он считает главными слагаемыми успеха компании.



Ведомости