25.08.2004

Безбилетников будут ловить частные компании. РЖД попробуют заработать на "зайцах"



Железнодорожники создали необычный прецедент. Право продажи билетов в электричках и функции ревизоров на рельсах передается частной экспедиторской компании. С этой целью ОАО "Российские железные дороги" заключит специальный договор с ООО "Пермская транспортно-экспедиторская компания" (ПТЭК). Если эксперимент окажется успешным, опыт Пермской области распространят и на другие регионы. Причем отдавать билеты в частные руки ОАО "РЖД" будет за дополнительную плату. Контроль за пассажирами, считают железнодорожники, может стать стопроцентным, а "зайцев" вынудят платить частным компаниям за услуги. По оценке ОАО "РЖД", сегодня примерно каждый третий пассажир электричек не платит за проезд. "Точное число безбилетников посчитать невозможно, - рассказал "Известиям" заместитель начальника управления пригородных перевозок ОАО "РЖД" Сергей Калинин. - Наши эксперты приводят цифру около 50 млн "зайцев" в год". Если учесть, что средняя цена билета на электричку по стране составляет 22-25 руб., то получается, что железнодорожники теряют почти 1,5 млрд руб. выручки.

В качестве эксперимента ОАО "РЖД" собирается продавать билеты в пути следования электричек. Однако дополнительный штат кассиров на колесах железнодорожники считают невыгодным. Для этой цели компания намерена заключить специальные договоры с частными структурами.

Эксперимент в Пермской области уже начинается. Компания "ПТЭК", получив право продажи билетов прямо в электричке, приобрела и функции контролеров. По словам господина Калинина, частная компания за свои услуги, естественно, возьмет с пассажира дополнительную плату. В Пермской области этот дополнительный тариф составляет примерно 10 рублей. Отметим, что частные компании не смогут устанавливать цены на билеты по своему усмотрению. На их услуги будут распространяться ограничения государственной службы контроля за тарифами, точнее, ее региональных подразделенй. Не имеет права частный контролер брать лишнюю десятку и с пассажиров, отправляющихся со станций, где стационарные кассы по каким-то причинам закрыты.

Тем не менее ряд компаний уже собирается зарабатывать на "зайцах". Причем ОАО "РЖД" намерено эти права частникам продавать. "Мы еще не имели таких прецедентов, - сообщил Сергей Калинин, - но при разработке идеи такую форму учитывали. Зато оборудование для работы с железнодорожными билетами (переносные кассы) частные компании у ОАО "РЖД" точно должны приобрести за свои деньги".

Эксперимент свои первые плоды уже принес, после начала работы "ПТЭК" непосредственно в электричках выручка от продажи билетов выросла в регионе в четыре раза. При этом попасть в вагон без билета стало практически невозможно. Частные продавцы билетов с переносными кассами на некоторых станциях начинают работать прямо у двери поезда. Как рассказали "Известиям" на Свердловской железной дороге, наиболее часто встречающееся оправдание "зайцев" звучит так: "Опаздывал, не успел купить билет". Тем, кто не хочет платить в обычной кассе, теперь приходится переплачивать.

Известия