25.08.2004


Охота за потребителями. GE Consumer Finance спешит на развивающиеся рынки



Джо Райтон
Кэтрин Крэнхоулд

Из американских финансовых компаний, работающих с розничными клиентами в развивающихся странах, наибольшую активность до сих пор проявлял крупнейший банк мира — Citigroup. Теперь крупнейшая компания мира General Electric намерена бросить ему вызов, начав экспансию на банковских рынках Восточной Европы и Азии.

Розничные банковские услуги — “еще одно оружие в конкурентной борьбе”, говорит Дэвид Ниссен, генеральный директор GE Consumer Finance, подразделения компании по потребительскому кредитованию. Это оружие GE готова активно применять прежде всего в странах Восточной Европы, которые предоставляют хорошие возможности для роста. Причем GE Consumer Finance, которое занимается выпуском и обслуживанием кредитных карт, потребительским, автомобильным и ипотечным кредитованием, а также некоторыми другими видами кредитования компаний и физлиц, намерено активно развивать свой пока еще небольшой розничный банковский бизнес, включающий такие продукты, как чеки, сберегательные счета и др.

Сейчас у GE есть банковские отделения в Чехии и Венгрии, но Ниссен в ближайшие три-пять лет хочет удвоить, а то и утроить активы компании в регионе. Среди других стран, в которых GE намерена расширять бизнес по предоставлению банковских услуг и услуг по потребительскому кредитованию, — Турция и Россия, где две недели назад GE Consumer Finance купила ДельтаБанк за $100 млн и пообещала инвестировать еще $50 млн. В Азии она нацеливается на активную работу в Таиланде, Малайзии, Индии и Индонезии. В развитых странах рынок розничных банковских услуг переполнен, говорит Ниссен, а вот в развивающихся открываются хорошие перспективы роста. Так, в первом полугодии 2004 г. прибыль GE Consumer Finance в Центральной и Восточной Европе выросла на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г., составив $200 млн, а активы — до $6 млрд с менее чем $1 млрд в 1999 г. По расчетам банка Societe Generale, отношение объема потребкредитов к ВВП составляет в Венгрии 40%, а в Польше — 27,7%, тогда как в США — 150%. В России этот показатель совсем невысокий — 2,3%, если основываться на данных Центробанка о том, что по итогам 2003 г. объем кредитов населению составил 300 млрд руб.

Между тем в Азии GE придется конкурировать с давно присутствующими там европейскими банками, такими как британские HSBC и Standard Chartered, а также Citigroup, для которого азиатский и восточноевропейский регионы также являются приоритетными. В крупнейших странах Центральной и Восточной Европы Citigroup намерен войти в пятерку ведущих банков по доле рынка, говорит Атиф Баджва, возглавляющий подразделение розничных банковских услуг Citigroup в этом регионе. Пока добиться этого удалось лишь в Польше, где четыре года назад Citigroup купил Bank Handlowy.

GE 10 лет назад купила венгерский Budapest Bank, однако, имея сегодня 50 отделений, он занимает лишь 10-е место по активам. GE планирует открыть в регионе 85 банковских отделений, из них 10-15 в Венгрии, но больше всего — в Польше, где сейчас у нее 48 отделений, занимающихся потребкредитованием. Citigroup не раскрывает планов относительно всего региона, но в одной только Венгрии, где у него уже 20 отделений и девять центров продаж (предоставляющих кредитные и инвестиционные, но не банковские услуги), он намерен в ближайшие два года открыть еще 10 банковских отделений и 10 центров продаж. Citigroup занимает в Венгрии 7-е место по активам. Он также хочет открыть дополнительные отделения в Словении, Румынии и Чехии.

Аналитики говорят, что GE и Citigroup отстают от лидеров банковского рынка в Центральной и Восточной Европе, потому что у них недостаточно отделений, чтобы привлечь широкий круг клиентов. По словам Ниссена, многое в стратегии GE будет зависеть от возможностей провести удачные поглощения, которых, однако, не так много. Иностранные банки, прежде всего немецкие и австрийские, уже контролируют 75% регионального банковского сектора. “Подавляющее большинство иностранных банков готовятся к следующему раунду консолидации. Для повышения рентабельности им нужна более значительная доля рынка”, поскольку доход на одного клиента в розничном банковском бизнесе ниже, чем в корпоративном, а затраты на открытие отделений и маркетинг достаточно высоки, говорит Гарт Ледер, банковский аналитик лондонского отделения инвестбанка Fox-Pitt, Kelton. (WSJ, 24.08.2004, Михаил Оверченко)



Ведомости