25.08.2004

За дешевый бензин. Минпромэнерго предлагает изменить налоги на нефтянку



Борис Грозовский
Екатерина Дербилова
Александр Беккер
Александр Тутушкин

Российские граждане и предприятия не должны переплачивать за бензин из-за скачков мировых цен на нефть. Чтобы оградить внутренний рынок нефтепродуктов от мирового, чиновники Минпромэнерго предложили правительству поднять экспортную пошлину на нефть, а взамен снизить налог на ее добычу и акцизы на бензин. Нефтяники опасаются, что реализация этой идеи приведет к затовариванию внутреннего рынка и сокращению добычи.


С начала 2004 г. по 19 августа, по данным Минпромэнерго, низкооктановые бензины подорожали на 32,7%, высокооктановые – на 29%, дизельное топливо – на 31,5%, а топочный мазут – на 18,2%. В январе – июле 2004 г. добыча нефти выросла на 10,4% по сравнению с прошлогодним уровнем, а ее переработка – всего на 1,2% (в том числе производство автобензина – на 3%, а дизтоплива – на 1,6%). Экспорт бензина за это же время вырос на 3,5%, а дизтоплива – на 3,9%.

Чуть больше недели потребовалось ведомству Виктора Христенко, чтобы выполнить поручение Михаила Фрадкова от 12 августа — разобраться, почему цены на нефтепродукты на внутреннем рынке быстро растут.

Хотя рост объемов нефтепереработки заметно отстает от роста добычи нефти, удорожание нефтепродуктов вызвано не их дефицитом на внутреннем рынке, говорится в письме Минпромэнерго Фрадкову, имеющемся в распоряжении “Ведомостей”. “Выработка и поставка основных видов топлива на внутренний рынок осуществляются в объемах, в целом обеспечивающих внутренний спрос […]”, — сказано в письме, посвященном “совершенствованию госрегулирования внутреннего рынка нефтепродуктов”. Дефицит, подчеркивает Минпромэнерго, ощущается лишь в периоды пиковой потребности (посевная, уборочная, подготовка к зиме) “из-за отсутствия должного планирования поставок местными администрациями”.

Подорожание нефтепродуктов подчиненные Виктора Христенко объясняют ростом мировых цен на нефть и повышением налогов. Несмотря на рост цен, рентабельность производства нефтепродуктов, по расчетам Минпромэнерго, в первой половине 2004 г. упала до 20-23% с 29% в 2003 г.

Основной способ борьбы с подорожанием топлива, по мнению чиновников, — радикальный пересмотр налогообложения нефтяной отрасли, который сблизит для компаний выгоду от экспорта сырья и его переработки для внутреннего рынка. Чтобы снизить себестоимость нефти, перерабатываемой для потребления внутри России, Минпромэнерго предлагает “отвязать” налог на добычу от мировых цен нефти. В этом случае стоимость сырья, поступающего на НПЗ, не будет автоматически повышаться с подорожанием сырья во всем мире. Минпромэнерго рекомендует также снизить акцизы на топливо, которые сейчас составляют 25% в розничной цене. По мнению руководителя департамента Минпромэнерго Анатолия Яновского, правительство могло бы “рассмотреть целесообразность существования акцизов на нефтепродукты”.

А для компенсации бюджетных потерь от снижения нагрузки на внутренний рынок сырья и нефтепродуктов Минпромэнерго рекомендует повысить экспортную пошлину на нефть.

Чиновников и экспертов фискальные идеи Минпромэнерго озадачили. “Повышение пошлины на нефть до запретительного уровня обернется тяжелейшими потерями для компаний, а [иначе] экспорт не остановишь”, — говорит чиновник из окружения Фрадкова. Он опасается, что предложенные меры приведут к обратному эффекту: отыгрывая потери от роста пошлин, нефтяники будут повышать внутренние цены. В Минфине и Минэкономразвития, куда письмо направлено на согласование, идеи Минпрома тоже не одобряют. “Остановить рост цен можно, только заперев нефть внутри страны, но тогда нефтяники зальют сырьем рынок”, — отмечает начальник отдела Минфина Александр Сакович.

Пытаясь остановить рост цен, чиновники “могут перегнуть палку — НПЗ будут затоварены”, опасается замгендиректора “Татнефти” Азат Ягафаров. По его оценке, рентабельность внутренних поставок высокооктановых бензинов не превышает 9-12%, а мазута — близка к нулю. Геннадий Красовский из “ЛУКОЙЛа” объясняет подорожание топлива ростом спроса населения на дорогие бензины, с которым устаревшие НПЗ “перестают справляться”. Государству следует не вводить запретительные меры по экспорту, а стимулировать модернизацию заводов, говорит он: “Если бы выход автобензинов с тонны нефти повысился с нынешних 15% до 43% (как в США), то для удовлетворения внутреннего спроса нужно было бы перерабатывать не 190 млн т нефти, а 160 млн т”.



Ведомости