18.08.2004

К вопросу о голых женщинах. Управление ФАС по Приморскому краю рассмотрело несколько дел о нарушениях на рекламном рынке



Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе 23.07.2004 года было рассмотрено дело по признакам нарушения Приморской краевой коллегией адвокатов в лице ее филиала, - конторы адвокатов "Колесникова О.А. и партнеры" части 2 и 3 статьи 14 Федерального закона "О рекламе".

Суть дела такова: 14 июля 2004 года Управлением ФАС по Приморскому краю была получена информация от муниципального учреждения "Информационно-аналитический центр города Владивостока" (уполномоченного органа местного самоуправления на выдачу разрешений на размещение объектов наружной рекламы на территории Владивостока) о том, что конторой адвокатов "Колесникова О.А. и партнеры", по ул. Адмирала Фокина, 16 в нарушение требований статьи 14 Закона "О рекламе" распространяется наружная реклама без разрешения органа местного самоуправления - администрации Владивостока.

Объект наружной рекламы, размещенный на фасаде здания по ул. Адмирала Фокина, 16, содержал информацию о хозяйствующем субъекте - конторе адвокатов "Колесникова О.А. и партнеры", о юридических услугах, оказываемых данной конторой, был адресован к неопределенному кругу потребителей, поддерживал и формировал интерес потребителей рекламы к осуществляемой конторой адвокатов юридической деятельности и способствовал ее реализации.

Распространение наружной рекламы, а также определение размера и порядка внесения платы за распространение указанной рекламы осуществляются на основании договора с собственником либо с лицом, обладающим вещными правами на имущество, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении лица, обладающего вещными правами на имущество, и при наличии разрешения на установку рекламы.

Размещение рекламного щита с рекламой конторы адвокатов "Колесникова О.А. и партнеры" по адресу: ул. Адмирала Фокина, 16 без разрешения уполномоченного органа местного самоуправления являлось нарушением требований ч.2 и 3 ст. 14 Федерального закона "О рекламе", которая определяет, что на место размещения объекта наружной рекламы должно быть получено разрешение соответствующего органа местного самоуправления. А потому является ненадлежащей в части, касающейся места размещения рекламы.

Вместе с тем до заседания комиссии в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю было представлено ходатайство Колесниковой О.А., заведующей конторой адвокатов "Колесникова О.А. и партнеры", с информацией о том, что объект наружной рекламы по адресу: ул. Адмирала Фокина, 16 был демонтирован 19.07.2004 в добровольном порядке. Кроме того, по заявлению Колесниковой О.А. в связи со сменой места нахождения конторы адвокатов дальнейшее использование рекламного щита осуществляться не будет.

Руководствуясь п. 5.1 Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе решением комиссии производство по делу было прекращено в связи с устранением нарушения до вынесения решения по существу.

Дети до 14-ти не допускаются

27 июля Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю было рассмотрено дело по признакам нарушения ООО "Родные окна" части 2 статьи 20 Федерального закона "О рекламе".

Суть дела: в рекламно-информационном еженедельнике "Дальпресс" в №27 за 10-16 июля 2004 года в рекламе акции "Лето Слайдорс", предоставляющей скидки на изготовление и установку пластиковых оконных конструкций, был использован образ несовершеннолетнего ребенка в возрасте 3-5 лет. В ходе подготовки дела к рассмотрению было установлено, что рекламодателем и рекламопроизводителем рекламы являлось ООО "Родные окна". В соответствии с ч.2 ст. 20 Федерального закона "О рекламе", текстовое, визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе товаров, не относящихся непосредственно к товарам для несовершеннолетних, не допускается.

Слово "непосредственно" согласно толковому словарю С.И. ОЖЕГОВА означает "прямо, без посредствующих звеньев, участников".

Согласно письму ГКАП РФ от 22.08. 96 г. N НФ/3667 несмотря на то что Федеральный закон "О рекламе" не содержит перечня товаров, основными потребителями которых являются несовершеннолетние, к таким товарам, очевидно, не следует относить товары, которые явно не предназначены для употребления несовершеннолетними.

Общим критерием отнесения товаров к детским является использование этих товаров непосредственно ребенком, направленность их для потребностей несовершеннолетнего.

Кроме того, статьей 28 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать: мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения.

Стоимость предлагаемых ООО "Родные окна" к продаже пластиковых оконных конструкций (от 1900 до 2304 рублей за 1 кв. метр) позволяла сделать вывод, что несовершеннолетние не могут непосредственно, без участия законных представителей, воспользоваться рекламируемыми услугами. Таким образом, использование ООО "Родные окна" образа несовершеннолетней девочки в рекламе акции "Лето Слайдорс", предоставляющей скидки на пластиковые оконные конструкции, нарушало требования п.2 ст. 20 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О рекламе" являлось ненадлежащей рекламой.

Вместе с тем до заседания комиссии в адрес управления было представлено объяснение генерального директора ООО "Родные окна" МИНАКОВА Р. Г. с информацией о том, что замечания специалистов Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю были приняты к сведению и в целях устранения нарушения рекламного законодательства из рекламы акции "Лето Слайдорс" образ несовершеннолетнего ребенка компанией был исключен до принятия комиссией управления решения по существу. В соответствии с п. 5.1 Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации производство по делу было прекращено.

Обнаженная натура или порно?

Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю в настоящее время рассматривает основания для принятия решения о возбуждении производства по делу в отношении рекламодателя, разместившего в городе Владивостоке наружную рекламу магазина спортивных товаров "СПОРТЛЭНД". В рекламном изображении присутствует группа полностью обнаженных женщин. Такая реклама размещена на трех щитах размером 2x6 метров на здании магазина в центральной части города.

Устные заявления граждан, поступившие в управление в июне, дают основания полагать, что данное рекламное изображение вызывает отрицательную реакцию со стороны жителей Владивостока и с их точки зрения нарушает общепринятые нормы морали.

Статьей 8 Федерального закона "О рекламе" установлено, что неэтичной рекламой является реклама, которая содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц.

Распространение неэтичной рекламы не допускается. В отсутствие нормативно-правовых актов, определяющих общепринятые нормы гуманности и морали, антимонопольным органам рекомендовано в своих выводах опираться на мнение общественных организаций и граждан.

В настоящее время отправлен запрос в Ассоциацию коммуникационных агентств России с просьбой высказать свое аргументированное мнение по вопросу: соответствует ли изображение обнаженных женщин на объектах наружной рекламы общепринятым нормам морали и нравственности? По результатам получения вышеуказанного ответа специалистами управления будут предприняты действия в рамках компетенции антимонопольных органов (их территориальных органов) в сфере контроля соблюдения норм законодательства РФ о рекламе.// "Золотой Рог" (Владивосток)

Новости наружной рекламы