16.08.2004

Смена вывесок. Московские сети АЗС меняют хозяев



Александр Тутушкин
Татьяна Егорова

Скоро сменят вывески более 100 автозаправок, работающих в московском регионе под маркой “Славнефть”. Сбытовую сеть поделят между собой совладельцы этой компании — ТНК-ВР и “Сибнефть”. Но нефтяная компания “ЛУКОЙЛ” тоже не отстает — она приобрела в Москве несколько небольших сетей АЗС. Эксперты считают, что передел столичного рынка нефтепродуктов в пользу крупных компаний продолжится.


Всего в Москве сейчас действует около 700 коммерческих АЗС и еще 100 ведомственных. Общий объем рынка моторного топлива в столице Московская топливная ассоциация оценивает в 4,5 млн т нефтепродуктов в год (свыше $1 млрд).

ТНК-BP и “Сибнефть” начали раздел “Славнефти” именно со столичных АЗС (в Москве и области у компании 44 собственные АЗС и 58 джобберских). Сейчас этими заправками владеет ЗАО “Славнефть-Центрнефтепродукт”, но к 1 января АЗС будут разделены поровну между двумя его новыми “дочками”, рассказал “Ведомостям” вице-президент “Славнефти” по корпоративным отношениям Алексей Печенкин. По его словам, это часть плана реорганизации компании, утвержденного советом директоров “Славнефти” 6 августа. Затем, говорит Печенкин, эти “дочки” перейдут в собственность ТНК-BP и “Сибнефти”. “Фактически "дочки" уже созданы и идет работа по наделению их имуществом”, — поясняет собеседник “Ведомостей”.

По словам Печенкина, джобберам будут направлены уведомления о ликвидации брэнда “Славнефти”, а переговоры с ними о сотрудничестве начнутся уже после того, как “дочки” получат имущество. Крупнейшим джоббером компании является компания “Гранд” — 30 ее заправок из 63 работают под брэндом “Славнефти”. Гендиректор “Гранда” Евгений Аркуша сказал “Ведомостям”, что компания будет определяться с новым брэндом после того, как получит уведомление от “Славнефти”.

В результате раздела АЗС доля ТНК-ВР на московском розничном рынке нефтепродуктов вырастет с 17% до 18,4%, а “Сибнефти” — с 2,7% до 4% (с учетом джобберских АЗС). А вот нефтебаза “Славнефти” в г. Видном (Московская обл.), будет осенью выставлена на открытые торги, рассказывает Печенкин. Условия продажи еще не определены, но один из топ-менеджеров “Славнефти” ранее оценивал нефтебазу примерно в $15 млн.

Заметно увеличить свою долю на московском рынке собирается и НК “ЛУКОЙЛ”. На прошлой неделе начальник главного управления компании по сбыту Вера Журавлева заявила “Интерфаксу”, что из запланированных на этот год $170 млн инвестиций на развитие сетей АЗС в стране большая часть будет израсходована в Москве и области.

Компания уже приобрела в московском регионе “серьезные сети” и сейчас оформляет соответствующие документы, говорит Журавлева. А к концу года, по ее словам, у “ЛУКОЙЛа” в столичном регионе будет уже 100 собственных АЗС по сравнению с 38 на данный момент (из них 10 — в Москве) и еще 81 АЗС будет работать под брэндом компании по договору франчайзинга.

Как рассказал “Ведомостям” один из операторов рынка АЗС в Москве, в сентябре “ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт” завершит приобретение пяти автозаправочных фирм — “Петеко” (четыре АЗС), “Яуза” (три АЗС), “Капитал АЗК-2000” (семь АЗС), “Дана Петролеум” (восемь АЗС) и “Амокс” (три АЗС). То же самое “Ведомостям” рассказал и менеджер одной из независимых сетей АЗС, добавив, что “ЛУКОЙЛ” начал переговоры о покупке фирмы “Барли-спецсервис” (семь АЗС). В пресс-службе нефтяной компании эту информацию не подтвердили, но и не опровергли.

Источники “Ведомостей” затруднились оценить стоимость приобретений “ЛУКОЙЛа”. Эти станции в зависимости от их качества и месторасположения стоят от $600 000 до $1 млн каждая, считает исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко. По завершении перечисленных сделок доля “ЛУКОЙЛа” на топливном рынке Москвы вырастет с 4% до 7,8%.

Аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров считает, что московский рынок нефтепродуктов — самый быстро растущий и платежеспособный в России, на нем самый высокий оборот на одну АЗС. В силу этого столичные автозаправочные сети представляют приоритетный интерес для любой крупной нефтяной компании, резюмирует аналитик.

Процесс поглощения небольших независимых автозаправщиков нефтяными холдингами будет продолжаться, согласен и Сергиенко. “Его провоцирует само построение российского рынка, когда подавляющим большинством НПЗ владеют вертикально-интегрированные нефтяные компании”, — поясняет он. Нефтяные холдинги получают основной доход в добыче и переработке и считают, что для розницы достаточно 5%-ной рентабельности. Независимым же розничным торговцам для выживания нужна рентабельность в 15-20%, указывает Сергиенко. Остановить же концентрацию розничного рынка, по мнению собеседника “Ведомостей”, может либо прекращение трансфертного ценообразования, либо отделение добычи нефти от ее переработки.



Ведомости