16.08.2004

Авиакомпаниям придется сдержать слово



Авиакомпаниям «Аэрофлот» и «Трансаэро» придется выполнить условия соглашений с Минэкономразвития на ввоз зарубежных самолетов. МЭРТ подал иск к «Трансаэро» с требованием либо купить российские самолеты на сумму $300 млн, либо уплатить эти деньги в федеральный бюджет. «Аэрофлоту» пока сделано только внушение.

Чтобы ввезти в Россию самолет иностранного производства, отечественные авиакомпании должны заплатить государству почти 40% (НДС и таможенная пошлина) стоимости купленной машины. Предполагалось, что такие драконовские методы по отношению к перевозчикам простимулируют развитие российского авиапрома.

И, разумеется, когда пять лет назад две авиакомпании – «Аэрофлот» и «Трансаэро» – пролоббировали для себя освобождение от выплаты таможенной пошлины и НДС в полном объеме, участники рынка возмутились и сочли такой избирательный подход государства дискриминацией.

А авиакомпания «Сибирь» даже судилась с федеральными властями по этому поводу, но безуспешно.

Свою политику правительство объяснило следующим образом: льготники поддержат отечественный авиапром, закупив российские самолеты на сумму предоставленных преференций: «Аэрофлот» закажет девять Ил-96 в грузовой и пассажирской модификациях на $400 млн, а «Трансаэро» – десять Ту-204 на $300 млн.

За пять лет перевозчики завезли в Россию 27 самолетов производства Airbus («Аэрофлот») и 14 Boeing («Трансаэро»), но не купили ни одной российской машины, за это теперь и будут наказаны. В четверг стало известно, что неисполнением условий соглашений «Аэрофлота» и «Трансаэро» с Минэкономразвития заинтересовались правоохранительные органы.

Как рассказал глава Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ) Николай Шипиль, Генпрокуратура направила в Минэкономразвития письмо, в котором требует заставить авиакомпанию «Трансаэро» закупить десять отечественных самолетов либо возместить бюджету неуплаченные таможенные платежи и НДС. В МРЭТе говорят, что уже подготовили иск о расторжении соглашения от 1999 года с перевозчиком.

Неизвестно, существует ли аналогичное письмо Генпрокуратуры про «Аэрофлот», но источник «Газеты.Ru» в Минтрансе говорит, что на заседании МРЭТа в среду представителям национального перевозчика было сделано внушение: в течение ближайшего месяца решить вопрос о покупке девяти Ил-96. В случае неисполнения требований министерства «Аэрофлот», видимо, постигнет судьба «Трансаэро».

Правда, в лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК), с которой «Аэрофлот» еще в 1999 году заключил договор о лизинге указанных судов, сомневаются, что дело дойдет до подачи иска в арбитраж.

«Мы продолжаем переговоры с "Аэрофлотом" и уверены, что в ближайшее время окончательно согласуем все параметры сделки», – заявил «Газете.Ru» пресс-секретарь компании Андрей Липовецкий. За последние пять лет «Аэрофлот» неоднократно менял технические характеристики заказанных Ил-96.

В «Трансаэро» считают, что не нарушили условий эксплуатации иностранной техники. Гендиректор компании Ольга Плешакова объясняла схему завоза в Россию западных машин. Перевозчик берет самолеты в операционный лизинг сроком на три года, а затем возвращает их владельцам. По российскому законодательству такие сделки считаются арендой. А в прошлом году авиакомпания заключила контракт на поставку десяти Ту-204 и первый самолет по этой сделке планирует получить к декабрю.

Таким образом, льготники склоняются к выполнению условий соглашения с МРЭТом, правда, с некоторым опозданием. А вот Минэкономразвития после истории с «Аэрофлотом» и «Трансаэро» вряд ли продолжит практику раздачи преференций авансом.

Судя по последним шагам Минтранса, отныне если льготы на ввоз зарубежной техники и будут предоставляться, то только после того, как тот или иной перевозчик каким-либо образом поддержит отечественный авиапром. В частности, за поддержку восстановления производства Ан-124 «Руслан» наградят льготным ввозом Boeing-747 авиакомпанию «Волга-Днепр», на поддержку властей может рассчитывать и KrasAir, которая недавно взяла в лизинг Ил-96 на сумму $42 млн без учета лизинговых платежей. Как раз сейчас эта авиакомпания планирует пополнить свой парк подержанными Boeing-767.

Такие отношения между властью и бизнесом будут складываться до тех пор, пока Россия не вступит в ВТО: одно из условий интеграции во Всемирную торговую организацию – как минимум существенное снижение пошлин на ввоз зарубежных самолетов.

Газета.RU