11.08.2004

Расплата за инсайд. Американских журналистов преследуют за отказ раскрыть источники информации



Анфиса Воронина
Николай Борисов
Екатерина Кудашкина

Тюремное заключение и штраф в $1000 ежедневно — так американский судья наказал журналиста за отказ раскрыть свои источники информации. Российских журналистов тоже можно привлечь к ответственности за отказ дать показания, признают юристы.

9 августа судья федерального суда округа Колумбия Томас Хоган постановил, что двое журналистов — обозреватель еженедельника Time Мэтью Купер и ведущий программы Meet the Press телеканала NBC Тим Рассерт — обязаны дать показания перед “большим жюри”, расследующем дело об утечке информации из Белого дома о личности засекреченного агента ЦРУ. Валери Плейм. Прокурор Патрик Фитцджеральд настаивал на том, чтобы журналисты раскрыли свои источники в администрации Джорджа Буша.

Этот судебный процесс — часть расследования, возбужденного по факту утечки секретной информации. 14 июля 2003 г. журналист Роберт Новак в своей колонке упомянул имя сотрудника ЦРУ Валери Плейм. Это произошло через неделю после того, как ее муж, отставной дипломат Джозеф Уилсон, опубликовал статью, в которой раскритиковал Буша.

В своем обращении к нации в 2003 г. Буш заявил, что Ирак пытался получить уран из Нигера. Уилсон был направлен разобраться в эту страну и убедился, что обвинения Буша необоснованны. В своей колонке Новак утверждал, что Уилсона отправило в Нигер ЦРУ и его кандидатуру пролоббировала супруга. И Плейм, и сам Уилсон это отрицают. Как пишет “Нью-Йорк Таймс”, Уилсон считает, что администрация Буша специально “сдала” его жену, из-за того что он не нашел доказательств продажи урана.

В дальнейшем этой же темой занимались Купер и Рассет.

Обнародование данных о личности секретного агента по американским законам является преступлением, за которое предусмотрено до 10 лет лишения свободы.

Обязывая журналистов дать показания, судья Хоган, которого цитирует газета The New York Times, руководствовался постановлением Верховного суда США, в котором зафиксировано что у журналистов нет права отказываться давать показания “большому жюри”.

Тем не менее Купер отказался дать показания и открыть, кто из правительственных чиновников передал ему конфиденциальную информацию. В ответ судья постановил, что журналист должен отправиться в тюрьму, а редакция — выплачивать за него штраф в $1000 ежедневно. Пока решение судьи не вступило в законную силу.

Рассерт, по информации NBC, согласился дать показания, был допрошен, однако интересующей прокуроров информации он не раскрыл.

Исполнительный директор американской некоммерческой организации “Репортеры за свободу прессы” Люси Дэлглиш напоминает, что постановление Верховного суда, на которое ссылается Хоган, было принято в 1970 г. Решение Хогана — первое за 30 лет, прошедших с тех пор. “Вероятнее всего, журналист проиграет дело, — считает она. — И создается очень опасная ситуация, в которой чиновники и источники в правительстве могут перестать давать информацию в качестве анонимных источников”.

Российских журналистов от обязанности раскрывать источники информации, если этого не требует суд в связи с находящимся в производстве делом, освобождает статья 41 закона о СМИ. Но ни УПК, ни ГПК, ни закон об оперативно-розыскной деятельности не включают журналистов в список лиц, освобождаемых от дачи показаний. Так что, требуя у журналиста информацию, следователи обычно напоминают журналистам, что за отказ от дачи показаний предусмотрена уголовную ответственность, говорит управляющий партнер Коллегии юристов СМИ Федор Кравченко.

По словам директора Института проблем информационного права Андрея Рихтера, журналистам и их адвокатам обычно удается убедить судей, что настаивать на даче журналистом показаний можно лишь в том случае, если они являются решающими для конкретного дела.



Ведомости