03.08.2004

TUI пришел в Россию. Европейский туристический концерн создал СП с компанией "Мострэвел"



Татьяна Романова
Екатерина Кудашкина

Крупнейший европейский туристический концерн TUI пришел в Россию. Вчера он объявил о создании СП с российской компанией “Мострэвел”. Отечественные операторы ждали этого события больше года, с тех пор как немцы впервые признались в интересе к России.


TUI – крупнейшая туристическая компания в Европе. По данным Hoover’s, в год компания обслуживает около 22 млн туристов. Оборот TUI в 2003 г. превысил $24 млрд. Компания управляет более чем 3700 туристическими агентствами и 80 туроператорами, более чем 280 отелями и шестью авиакомпаниями с общим парком, превышающим 100 самолетов. Немецкий государственный Westdeutsche Landesbank контролирует около трети акций TUI. Российский туроператор “Мострэвел”, по данным ИС “Банко”, входит в тройку лидеров по Египту и Турции. Компания принадлежит гражданам Турции и России, ее оборот не раскрывается. Объем российского туристического рынка по разным оценкам составляет $2–7 млрд.

Хотя TUI традиционно начинает выход на новые рынки с жесткого демпинга, российские фирмы считают, что их бизнесу ничто не угрожает.

TUI AG и “Мострэвел” создали совместное предприятие — TUI Mostravel Russia (TMR), говорится в распространенном вчера сообщении немецкой компании. По словам гендиректора TUI Михеля Френцеля, цитируемым в сообщении, в СП, начавшем работу 1 августа, европейской компании принадлежит 34% акций с правом увеличения доли до 51% в 2006-2007 гг. Остальные акции принадлежат менеджерам “Мострэвел”. Руководить TMR будет Рабсон Мамедов, бывший коммерческий директор “Мострэвел”.

“Российский рынок будет чрезвычайно привлекателен для нашей компании в ближайшие 3-5 лет”, — говорится в сообщении со ссылкой на Френцеля. Он рассчитывает, что в 2005 г. услугами нового СП воспользуются 200 000 клиентов, а его объем продаж составит $100 млн. А в 2007 г. число клиентов должно увеличиться до 300 000, доход же вырастет до $160 млн. Таких оборотов TMR планирует достигнуть, продавая туры всего на два направления — в Турцию и Египет, причем под маркой “Мострэвел”, говорит Мамедов.

Каким образом это будет сделано, пока неясно — сумму инвестиций немецкой компании, а также детальные планы стороны не разглашают. Штефени Ротер, официальный представитель TUI, лишь заявила, что концерн “будет принимать участие в формировании стратегии TMR, разработке новых продуктов и взаимодействии с другими компаниями”.

Известно, что основная стратегия TUI при выходе на новые рынки — жесткий демпинг, говорит Михаил Лапшин, гендиректор “Туринфо РФР”. Менеджер другой крупной российской фирмы предполагает, что, пользуясь финансовыми ресурсами TUI, TMR сможет выкупать места в отелях более чем за полгода, тогда как российские компании — максимум за три месяца. Только за счет этого TMR сможет выиграть на продаже отелей в России не менее 25%, рассуждает собеседник “Ведомостей”. А ведь TUI также обладает собственной сетью отелей по всему миру и даже парком самолетов.

Тем не менее заявленные TUI планы российских операторов не пугают. Лапшин считает, что они и сами умеют демпинговать — например, зимой-весной этого года операторы продавали неделю в Египте (отель “пять звезд”) всего за $69. У немцев мало шансов повторить такое, считает Лапшин. “Они свое время упустили. Два года назад мы бы беспокоились, а теперь у нас очень сильные позиции и никакие рекламные компании им не помогут”, — уверен Александр Синигибский, генеральный представитель компании “Тез-Тур” в России. Например, оборот лидера российского рынка, “Инны Тур”, в 2003 г., по рейтингу газеты “Туринфо”, составил $133 млн. А Тез-Тур“, занимающей вторую позицию, — $125 млн. Источник, близкий к “Тез-Тур”, сообщил, что в этом году оборот компании составит около $250 млн. Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина напоминает, что появившаяся в прошлом году на российском рынке немецкая компания ITS, третья по оборотам в Германии, не смогла занять заметной доли на популярных в России направлениях.

Российских экспертов удивил способ выхода TUI на российский рынок. Они были уверены, что немцы купят долю в российской компании. Именно об этом шла речь в начале 2003 г., когда TUI объявила о желании прийти в Россию. Топ-менеджеры крупных российских операторов — “Туральянса”, “Невы” и “Инна Тур” — утверждали, что вели переговоры с TUI о продаже доли в компаниях. Летом 2004 г. участники рынка заговорили о сделке между TUI и “Мострэвел”. По их данным, речь шла о продаже российской компании за $4-6 млн. “Это и есть завуалированная покупка, "Мострэвел" нашла себе хозяина с деньгами, взамен получив перспективы значительно укрепить позиции на рынке”, — делится своим мнением один из российских туроператоров.



Ведомости