29.07.2004


Akai станет российской. Японские телевизоры будут делать на "Соколе"



Елена Виноградова
Антон Сарайкин

Российская компания “Сокол” начинает производство теле- и аудиотехники по лицензии японской Akai. По мнению участников рынка, опираясь на местное производство, японская марка имеет шанс стать одним из лидеров продаж в стране.


ТПК “Бытовая электроника “Сокол” основана в 2000 г. Основные инвесторы компании – акционеры розничной сети “М.Видео”. Производство “Сокола” размещено на заводе в г. Александрове Владимирской области. В 2003 г. “Сокол” выпустил 260 000 единиц техники, а в этом году планирует увеличить производство под собственным брэндом до 350 000 единиц. Российский рынок телевизоров в 2003 г., по оценке РАТЭК, составил 6,5 млн единиц. Из них более 40% пришлось на импортные телевизоры, около 30% занимает компания “Видеофон” (совместное предприятие российско-корейской Rolsen и завода “Рубин”).

“Akai Universal Ltd. и торгово-промышленная компания “Бытовая электроника "Сокол" заключили эксклюзивное соглашение на организацию лицензионного производства телевизоров и другой бытовой электроники Akai в России”, — говорится в распространенном вчера совместном сообщении компаний. Как пояснил “Ведомостям” генеральный директор “Сокола” Дмитрий Тиманов, соглашение заключено на пять лет с правом преимущественной пролонгации. На мощностях завода в Александрове будет организовано производство телевизоров, плазменных панелей, DVD-плейеров и др. Кроме того, “Сокол” становится эксклюзивным дистрибьютором этих видов продукции Akai в России.

“Фактически это будет возвращением марки в страну, так как до сих пор официально продукция Akai в страну не ввозилась”, — отмечает Тиманов. До конца года на заводе “Сокола” планируется собрать около 80 000 телевизоров. В течение 2005 г. объемы производства запланированы на уровне 200 000 телевизоров и 100 000 единиц аудиопродукции.

“Akai российской сборки будет стоить чуть дешевле, чем собранная у нас видеотехника корейских производителей”, — утверждает Тиманов. В перспективе “Сокол” рассчитывает, что Akai российской сборки займет от 10% до 20% отечественного рынка. В этом году “Сокол” и Akai направят на рекламу японского брэнда менее $1 млн, основная кампания начнется в 2005 г., когда только российский производитель потратит $1,5 млн. “Японцы обещали нам еще большую сумму”, — отмечает Тиманов. Собственный брэнд предприятия — “Сокол” — пока занимает, по оценке РАТЭК, около 4% рынка телевизоров.

Александр Пляцевой, президент Ассоциации компаний и товаропроизводителей электроники и бытовой техники (РАТЭК), не берется оценить, удастся ли Akai реализовать столь грандиозные планы. Но, полагает он, проблем со сбытом телевизоров российской сборки не будет. “Многие потребители помнят этот брэнд, думаю, "Сокол" удачно нашел партнера”, — говорит Пляцевой.

Пресс-атташе российского представительства Samsung Людмила Демиденко полагает, что за потребителя Akai будет воевать в первую очередь с российскими брэндами. “Главное при этом, чтобы Akai не стала конкурировать с самой маркой “Сокол”, — предупреждает он. Однако, по словам Тиманова, “Сокол” и Akai будут разведены по разным ценовым нишам: первая позиционируется в сегменте дешевой техники, а вторая — в среднем. И производство “Сокола” сокращаться не будет.

Руководитель пресс-службы “Техносилы” Карина Черникова сомневается, что “Соколу” удастся продать 80 000 телевизоров до конца года. “Думаю, это не совсем реально”, — полагает она.

Директор по маркетингу “М.Видео” Михаил Кучмент говорит, что его сеть намерена продвигать технику Akai. Сейчас “М.Видео” продает телевизоры марки “Сокол”. “Пик активности Akai в России был пять-шесть лет назад, но большинство эту марку хорошо помнят”, — говорит Кучмент. По его данным, марка Akai занимает 5-е место по узнаваемости в категории бытовой электроники. “При правильном позиционировании этот брэнд имеет потенциал стать одним из лидеров рынка”, — утверждает Кучмент. По его словам, объем сегмента, в котором будет позиционироваться Akai, потенциально составляет 1-1,5 млн телевизоров в год.



Ведомости