29.07.2004

По прогнозам объем рекламного рынка в России в 2004 году составит $3,268 млрд



По прогнозу агентства ZenithOptimedia (принадлежит холдингу Publicis Groupe), объем рекламного рынка в России в 2004 году вырастет на 24,3% и составит $3,268 млрд. Объем рекламных поступлений на журнальном рынке увеличится на треть – с $300 млн до $400 млн. Львиную долю этих денег получит «глянец».

Радужная в целом картина слабо отражается на журналах, которые принято называть еженедельными общественно-политическими. Сказывается и падение интереса аудитории к политике. Вот почему многие издатели журналов идут на то, что отказываются от обозначения «общественно-политический» и называют себя «деловыми», хотя это не всегда соответствует действительности и ограничивает потенциальную аудиторию.

Количество таких изданий возросло за прошлый выборный год. Многие закрылись практически сразу после думских выборов, но выжившие обнаруживают тенденцию снижения тиражей и, как следствие, испытывают серьезные проблемы с рекламой.

Те издания, которые во всем мире формируют точку зрения элиты, теряют свою аудиторию по нескольким причинам. Отчасти это объясняется падением доверия к объективности и независимости подачи материала. Кроме того, средний класс, на который в первую очередь рассчитаны эти издания, растет вовсе не с такой скоростью, с какой увеличивается количество самих изданий.

Да и сама аудитория еженедельных общественно-политических журналов более ограничена, чем, например, женских или кроссвордных журналов. Количество рекламодателей и их бюджеты растут не с той скоростью, с какой появляются новые журналы.

Ассоциация менеджеров провела оценку качества и популярности деловых СМИ России. Рейтинг популярности деловых печатных СМИ России, при составлении которого учитывалось мнение 327 специалистов – представителей бизнеса, руководителей отделов по связям с общественностью, оценивает исключительно регулярность чтения изданий среди представителей деловой аудитории.

Лидерами стали газета «Коммерсантъ» и журнал «Эксперт». Качество журналов «Деньги» и «Власть», которые оказались на 2-й и 3-й позиции, эксперты оценили почти одинаково. Близкие по значению индексы получили журналы «Итоги» и «Профиль».

Успешность этих изданий подтверждают и данные TNS Gallup Media. Так, с декабря 2003 по апрель 2004-го AIR (аудитория одного номера) лучшего – по данным опроса Ассоциации менеджеров России – журнала «Эксперт» по Москве составила 127,9 тыс. человек (1,5%), а по России – 268,8 тыс. человек (0,5%). Это очень неплохие показатели для журнала, ориентированного прежде всего на деловую аудиторию.

У «коммерсантовских» проектов «Деньги» и «Власть» дела тоже идут неплохо. Принадлежность их к крупному издательскому дому играет не последнюю роль. По данным TNS Gallup Media, с декабря 2003-го по апрель 2004-го AIR журнала «Деньги» составила по Москве 255,9 тыс. человек (3%), а по России в целом – 461,2 тыс. человек (0,8). У «Власти» примерно так же: AIR по Москве составляет 204,2 тыс. человек (2,4%), по России – 425,3 тыс. человек (0,8%).

У общественно-политических изданий «Итоги» или «Огонек», чья потенциальная аудитория гораздо шире, совершенно разные показатели. По данным TNS, AIR «Огонька» составила в Москве с декабря 2003-го по апрель 2004-го 160,5 тыс. человек (1,9%), а по России – 296,9 тыс. (0,5%). Для «Огонька» это очень неплохие результаты. Например, в период с декабря 2002-го по апрель 2003 года в Москве его AIR составляла 63,6 тыс. человек (0,9%). «Итоги» за первое полугодие стали абсолютными чемпионами в группе еженедельных журналов: AIR по Москве составил у них 289,4 тыс. человек (3,4%), а по России – 555,8 тыс. человек (1%).

А вот «Еженедельный журнал» из-за своей позиции сталкивается с настолько серьезными проблемами, что недавно оказался близок к закрытию. ЕЖ ориентирован на «оппозиционно настроенную» аудиторию, которая настолько мала в обществе, что аудитория журнала неуклонно снижается. По данным TNS Gallup Media, с декабря 2003-го по апрель 2004 AIR по Москве составила всего 41,4 тыс. человек (или 0,5%). Выжить журналу позволило только то, что владелец журнала, Владимир Гусинский, продолжает его содержать.

Хуже дела обстоят только у «Русского фокуса». По данным TNS Gallup Media, с декабря 2003-го по апрель 2004-го его AIR по Москве составила всего 22,4 тыс. человек (или 0,3%). Денег на продолжение издания журнала найти, похоже, не удалось, и в ближайшее время журнал, очевидно, прекратит свое существование.

Недавно появившийся на рынке Newsweek ведет довольно агрессивную маркетинговую политику. Основную опасность он представляет для «Итогов», схожих, по вполне понятным причинам, с Newsweek не только внешне. В пользу нового издания говорит и то, что с самого начала журнал распространялся в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, вскоре появится в Самаре. За лето планируется достичь распространения еще в трех-четырех регионах. Сам факт появления на рынке иностранных игроков, таких как Newsweek, по мнению экспертов, означает, что подобного рода издания становятся все более интересны российской аудитории.

Они же продолжают считать, что еженедельная общественно-политическая пресса имеет оптимальное соотношение по производству контента и сбору рекламы. // Газета.Ru

ГИПП