27.07.2004


Революция в газетном дизайне



Газетный дизайн и формат стали сегодня самыми обсуждаемыми темами газетной отрасли. Преобразование газет достигло небывалого размаха -от новых компактных изданий до инспирированных стилистикой Интернета первых полос.

Газеты бывают самых разных форм и размеров… в чем же секрет успешного дизайна? Вот одна из точек зрения: «дизайн, функциональный для сотрудников газеты, отражающий содержание и характер газеты и нравящийся (подсознательно) читателям».

Это определение сформулировали шотландские консультанты по медиа-дизайну Ally Palmer и Terry Watson, опубликовавшие его в новом стратегическом докладе «Новый дизайн, новые форматы» проекта «Формируя будущее газет» (SFN) Всемирной газетной ассоциации.

В докладе идет речь о новых компактных изданиях, революции первых полос и других тенденциях в области формата и дизайна – как редакционного, так и рекламного – наблюдающихся по всему миру.

Palmer и Watson подготовили для доклада раздел «Секреты хорошего дизайна». Правда, они утверждают, что никаких секретов нет: «Все карты раскрыты – они лежат на столе в виде газет из разных стран мира, ежедневно доступных всем, кому они интересны».

Чтобы проиллюстрировать это утверждение, WAN попросила 14 дизайнеров выбрать газетную полосу, которая кажется им наиболее удачной, и объяснить свой выбор.

Четверо ведущих дизайнеров (Mario Garcia, Terry Watson, Lucie Lacava и Juan Antonio Giner) помимо этого поделились своими взглядами на то, как в ближайшее десятилетие изменятся газеты, читательские привычки, а также управление газетным содержанием и его производство.

«Газета будущего – откровеннее, уделяет больше внимания визуальному восприятию, в ней меньше ненужных элементов, отвлекающих читателя, - говорит Garcia. – В некотором смысле мы возвращаемся к своим корням. Мы отказались от формул ‘избыточности’ в пользу более доступной философии ‘меньше это лучше’».

А вот что думает о газетах будущего Watson: «Газеты перестанут гнаться за сетевыми тенденциями, смирившись со своей ролью вспомогательного к Интернету медиа. Они почувствуют потребность презентовать себя как информационный канал, отличный от Интернета, поскольку не смогут конкурировать с ним в оперативности».

Giner видит будущее таким: «Будущее за компактными и яркими газетами журнального типа. Таблоиды и полноформатные издания со множеством тетрадок останутся в прошлом: из газет исчезнет классифицированная реклама, ТВ-программы и котировки акций (они перекочуют в онлайновые издания газет или негазетные сайты)».

Lacava выделяет еще одну тенденцию: «С переходом все большего числа изданий в руки крупных медиа-собственников, в газетах неизбежно будет оставаться все меньше региональных различий; они будут соответствовать единым стандартам качества и будут использовать одни и те же источники информации. Мы будем покупать одинаковые международные издания, бродить по одинаковым популярным сайтам, смотреть одинаковые фильмы и покупать одинаковые журналы. Все мы, дизайнеры, участвуем в одних и тех же международных конкурсах дизайна. И мы тоже неизбежно будем двигаться к международному стандарту дизайна».

В докладе «Новый дизайн, новые форматы» предлагается множество идей по успешному газетному дизайну, которые наверняка будут интересны газетным дизайнерам, редакторам и издателям, стремящимся сориентироваться в том, что касается одного из самых изменчивых элементов современной газеты.

«Новый дизайн, новые форматы» - один из шести стратегических докладов SFN, опубликованных в 2004 году. Остальные доклады – «Мобильные возможности газет», «Новые модели классифицированной рекламы», «Победители тиражной войны», «Формирующиеся газетные рынки» и «Особенности современного медиа-ландшафта» - можно получить, став подписчиком проекта SFN, идентифицирующего, анализирующего и публикующего информацию о наиболее важных достижениях и возможностях, способных принести выгоду газетам по всему миру.

Париж-Москва, 22 июля 2004 года
Всемирная газетная ассоциация (WAN)



ГИПП