22.07.2004


UBoC закрывает счета трети своих российских банков-корреспондентов



Евгения Ватаманюк
Елена Мязина
Кирилл Корюкин
Михаил Оверченко

Один из самых популярных среди российских банкиров клиринговых банков США — Union Bank of California (UBoC) ужесточил режим работы с Россией. Он закрыл корреспондентские счета примерно трети своих российских клиентов, а остальным ограничил операции по счету. В UBoC объясняют это изменением законодательства, а в России пеняют на банковский кризис, тем более что на счету в “Кредиттрасте” зависло $5 млн.


Union Bank of California (UBoC) имеет около 300 отделений в США и 21 офис в других странах (в основном Тихоокеанского бассейна). По размеру активов ($46,1 млрд) занимал 35-е место среди банков США. Является дочерним банком компании UnionBanCal, 60% акций которой принадлежит третьему по величине японскому банку Mitsubishi Tokyo Financial Group. Чистая прибыль в 2003 г. – $587 млн.

У UBoC самая широкая среди американских банков сеть российских контрагентов, говорит президент ММВА Алексей Мамонтов. По его словам, Bank of New York, Chase и многие другие американские банки работают с ограниченным кругом российских коллег, у каждого из них от силы 20-30 контрагентов. Сами банки отказались назвать число счетов, открытых российским коллегам. А у UBoC, по словам старшего вице-президента Романа Кортавы, до недавнего времени было около 450 контрагентов в России и странах СНГ. Однако скоро их количество уменьшится до 300.

Как стало известно “Ведомостям”, UBoC рассылает уведомления некоторым российским банкам о закрытии их корсчетов с 1 сентября. По словам банкиров, получивших такие уведомления, причин этого решения банк не поясняет.

А многие из тех, кому UBoC не закрыл корсчета, получили от него уведомления об ограничении операций по ним. Как следует из такого письма, имеющегося в распоряжении “Ведомостей”, UBоC продолжит исполнять межбанковские платежи и зачислять платежи клиентов, но с 13 августа прекратит списывать с этих счетов клиентские платежи. В письме UBoC это решение объясняется ужесточением американского банковского законодательства.

Кортава в беседе с корреспондентом “Ведомостей” также объяснил действия банка изменением законов, а также величиной дохода банка от обслуживания того или иного счета. “Наше решение связано, в частности, с конфликтом вокруг Riggs Bank, в котором были обнаружены счета [бывшего диктатора Чили] Аугусто Пиночета. То, что раньше было приемлемым, сейчас считается если не незаконным, то нежелательным — например, операции с офшорами, причем независимо от их юрисдикции. Необходимо проверять буквально каждую транзакцию, что требует дополнительных ресурсов. Чтобы сбалансировать возможности нашего банка с ужесточившимися требованиями по контролю проходящих через него операций, было решено ввести временное ограничение операций на все российские банки”, — говорит он.

Тем не менее UBоC не намерен уходить с российского рынка, уверяет Кортава. О том же в начале июня говорили и представители Нью-Йоркского офиса голландского банка ABN AMRO, закрывшего часть российских счетов. Причиной называлась низкая отдача от обслуживания многих из них. При этом банк продолжал развивать другие направления своего российского бизнеса, в частности дочерний банк в Москве.

К большинству банков, счета которых будут закрыты, у UBоC нет претензий, уверяет Кортава. Одним из исключений, наверное, можно назвать “Кредиттраст”, где у UВоC, по словам Кортавы, зависло $5 млн. Именно этим, а точнее, межбанковским кризисом объясняют действия UВоC российские банкиры.

Один из них, получивший от UВоC уведомление о закрытии счета, объясняет действия калифорнийского банка тем, что тот решил снизить риски. Его коллега видит причину в том, что UBоC решил дистанцироваться от российских банков в рамках кампании по борьбе с отмыванием грязных денег. За нарушение “противоотмывочного” закона была отозвана лицензия Содбизнесбанка, что стало спусковым крючком последнего кризиса. “Вероятно, в связи с кризисом они [UBoC] пересматривают свою политику в отношении с российскими банками”, — считает Михаил Завгородний, начальник управления международного сотрудничества Пробизнесбанка, получившего от UBoC уведомление о сокращении операций с 13 августа.

По словам сотрудника другого банка, в который пришло такое письмо, на поиск нового контрагента UBoC отвел два месяца. Поэтому на работу банка это не повлияет, хотя на первом этапе возможны некоторые трудности. “Счет в США был очень удобен для нас, — сетует он, — если платежи будут идти через Европу, времени на платеж потребуется больше, что скажется на клиентах: услуги для них станут дороже”.

Найти замену UBoC будет непросто. Он сделал ставку на банки средней руки и за 2-3 года стал лидером на этом рынке, говорит Мамонтов, добавляя, что после кризиса все американцы ведут себя крайне осторожно и скрупулезно подходят к выбору партнеров, отсекая даже многие хорошие имена.

Другой вариант — работать через российский банк. Некоторые уже воспользовались ситуацией и начали обрабатывать клиентов UBoC. Один из них — “Евротраст”. “Мы шесть лет предлагаем банкам расчетный бизнес. Настороженность американских банков и их решение подтолкнули нас напомнить о наших услугах. Предложение, которое мы озвучили сейчас, связано не только с ограничением операций UBоC, хотя это тоже нас подстегнуло”, — говорит зампред правления “Евротраста” Елена Ширинская.



Ведомости