20.07.2004

Не уследили. В корейском кризисе повинны регуляторы



Михаил Оверченко
Дмитрий Говоров

Аудиторская палата Южной Кореи обвинила правительство и финансовых регуляторов страны в раздувании пузыря на рынке потребительского кредитования, лопнувшего почти год назад. В результате разразившегося в 2003 г. кризиса резко увеличился объем просроченных кредитов, компании, специализирующиеся на выпуске кредитных карт, понесли значительные потери, а темпы экономического роста замедлились из-за падения потребительского спроса.

Аудиторская палата в течение полугода анализировала ситуацию на рынке потребкредитования и причины, спровоцировавшие кризис. В результате она пришла к выводу, что основную долю вины несет правительство и регулирующие органы, не сумевшие обеспечить надлежащий контроль за деятельностью банков и компаний — эмитентов кредитных карт, ввести нормативы по оценке рисков и предпринять меры для ограничения взрывного роста потребительского кредитования. “Министерство финансов, Банк Кореи и другие регуляторы не смогли обеспечить должный надзор за безрассудной кредитной политикой эмитентов кредитных карт”, — говорится в заявлении палаты.

Уровень личных сбережений в Корее — один из самых высоких в мире. После финансового кризиса 1997-1998 гг. правительство попыталось стимулировать восстановление экономики за счет увеличения потребительских расходов. В 1999 г. оно начало реализовывать программу поддержки потребительского кредитования, в рамках которой пользователям кредитными картами предоставлялись налоговые льготы.

В результате в 1999-2003 гг. общая задолженность населения увеличилась более чем в пять раз, достигнув $60 млрд, и экономика за счет роста потребительского спроса действительно быстро восстановилась. Однако у многих кредитных учреждений, долгие годы обслуживавших крупные финансово-промышленные группы, не было большого опыта работы с физлицами. Отсутствие эффективной системы управления рисками и борьба за рынок привели к тому, что компании не проводили глубокой проверки финансового состояния заемщиков и выдавали огромное число необеспеченных кредитов под низкие проценты.

В конце 2003 г. пузырь на рынке потребкредитования лопнул, ввергнув компании, занимающиеся выпуском кредитных карт, в кризис. Финансовое состояние многих корейцев, не способных расплатиться с долгами, тоже ухудшилось. Потребительский спрос упал, а объем расчетов по кредиткам снизился в первом полугодии 2004 г. на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К концу мая доля просроченных кредитов, выданных шестью ведущими компаниями — эмитентами кредитных карт, достигла в среднем 11,68%. Ссылаясь на стагнацию в потребительском секторе, Корейский институт развития на прошлой неделе снизил свой прогноз роста ВВП в 2004 г. с 5,5% до 5,2%, а банк Morgan Stanley — с 4,9% до 4,6%.

Министерство финансов Кореи принесло свои извинения за неспособность предотвратить кризис и призвало усилить финансовый контроль над компаниями, выпускающими кредитные карты. “Мы приложим максимум усилий, чтобы использовать результаты данного расследования в качестве базы для оздоровления финансового рынка страны”, — говорится в заявлении министерства.

Власти уже предпринимают меры по оказанию помощи своим гражданам. Так, в марте был принял закон, по которому банкрот, договорившийся о реструктуризации долга и выплачивающий его в течение восьми лет, может рассчитывать на списание оставшейся части долга. Однако пока еще каждый 10-й кореец имеет просроченную задолженность, а компании, выпускающие кредитные карты, тщетно пытаются собрать долги. Крупнейшая из них — LG Card, чтобы остаться на плаву, запросила у кредиторов финансовую помощь в размере $1,3 млрд — в дополнение к $3,19 млрд, полученным в январе.



Ведомости