20.07.2004

За 10 дней "Ночной дозор" заработал $6 миллионов



"Ночной дозор" стал самым кассовым российским фильмом: за 10 дней проката его посмотрели почти 2 миллиона человек, причем после первого уик-энда число зрителей ежедневно увеличивалось на 10%. Фильм собрал почти 6 миллионов долларов - именно такую сумму его создатели планировали получить по итогам проката. "Ночной дозор" одолел не только "Антикиллера-2" и "Утомленных солнцем", заработавших по 2,6 миллиона долларов и занимавших высшие строчки рейтинга российских фильмов, но и таких киномонстров, как "Титаник" и обе части "Убить Билла". Основными причинами подобного успеха называют острое желание российского зрителя получить настоящий отечественный блокбастер и беспрецедентная рекламная кампания. Создатели "Дозора" тщательно скрывали бюджет фильма, и только "Известиям" удалось узнать, сколько стоит снять и раскрутить блокбастер в России.

Режиссер Тимур БЕКМАМБЕТОВ: "На раскрутку "Ночного дозора" было потрачено $1000000"

О том, сколько стоит снять и раскрутить блокбастер в России, режиссер "Ночного дозора" ТИМУР БЕКМАМБЕТОВ рассказал корреспонденту "Известий" АННЕ ФЕДИНОЙ.

- Каковы затраты на фильм?

- Очень маленькие. Бюджет фильма меньше чем за неделю окупился в 2 раза (по другим сведениям, бюджет "Ночного дозора" составил $4,2 миллиона. - "Известия").

- А дорогостоящие спецэффекты?

- Очень многие компании помогали нам бесплатно, просто из интереса. Так, не взяв ни копейки, нам сделали прыгающего тигра и лифт, вылетающий на крышу. А вот спецэффект с венами, выступающими на лице Городецкого, сделали в Америке, причем довольно плохо. А стоит это 600 долларов в час, сколько конкретно часов было затрачено, не знаю. Я уже потом понял, что там нет никакого смысла делать спецэффекты: у нас и лучше их делают, и дешевле, но отказываться было поздно.

- Вы снимали фильмы в США. Насколько сопоставимы цены на кинопроизводство здесь и там?

- По моим подсчетам, на спецэффекты мы потратили 200 тысяч долларов, там они стоили бы 5 миллионов. А бюджет "Ночного дозора" в США составил бы 25-30 миллионов.

- Сколько в Америке тратят на раскрутку?

- Фильмы с бюджетом 25 миллионов даже особо не раскручивают. Блокбастеры, такие как "Властелин колец", "Перл-Харбор", стоят от $100 миллионов, на "Титаник" потратили 200. И на мировую промокампанию уходит 50-100 миллионов, то есть не меньше половины бюджета.

- А сколько было потрачено на промоушн "Ночного дозора"?

- По оценке специалистов, миллион долларов. По-моему, больших затрат на раскрутку фильмов не нужно, просто мы сейчас делаем первые шаги: продвигаем не только фильм, но и индустрию, поэтому наши затраты максимальны. Можно сказать, что мы сейчас сняли рекламный ролик к следующему фильму, поэтому на его раскрутку, я уверен, будет потрачено в 2 раза меньше. И вообще, как только люди привыкнут следить за нашим кино, реклама фильмов станет дешевой.

Лучшие среди наших

До появления "Ночного дозора" рекордсменом российского проката был "Антикиллер-2" Егора Кончаловского, собравший $2,7 млн. Бюджет фильма составил 3 миллиона, причем миллион ушел на рекламную кампанию. Использование скрытой рекламы (телефон Panasonic, водка Nemiroff) принесло создателям "Антикиллера" дополнительные $100 тысяч. Впрочем, "Антикиллер-2" скорее всего окажется потеснен "72 метрами" Владимира Хотиненко, который уже набрал $2,4 млн и продолжает идти в кинотеатрах. "Антикиллер" показывали в 162 кинотеатрах по всей России, другой хит прошлого года "Бумер" из-за того, что он был снят дебютантом Петром Бусловым да еще и за $800 тысяч, вышел всего на 38 экранах. Именно это не позволило ему собрать больше 1,6 млн, но и с такими показателями "Бумер" стал первой российской картиной, окупившей свой бюджет в прокате. Наша гордость - "Возвращение" Андрея Звягинцева, показанное в 27 странах и получившее кучу призов, было снято за $500 тысяч и в российском прокате получило всего $107 тысяч. Самым дорогим российским фильмом был и остается "Сибирский цирюльник" Никиты Михалкова, официальный бюджет которого составил $45 млн. Его кассовые сборы были куда скромнее - $2,6 млн.

Иностранцы в России

 Абсолютными лидерами по кассовым сборам в российском прокате пока остаются "Властелин колец: Возвращение короля" ($14 млн), "Терминатор-3: Восстание машин" ($12,8 млн) и "Матрица: Революция" ($12 млн). Среди фильмов, еще идущих в наших кинотеатрах, пока больше всего заработали "Троя" ($11,9 млн), "Послезавтра" ($9,7 млн) и "Гарри Поттер и Узник Азкабана" ($7,3 млн).

Известия