19.07.2004

Каковы уроки банковского кризиса?


Председатель ЦБ Сергей Игнатьев объявил, что банковский кризис доверия преодолен. Какие выводы из него сделали банкиры? (Опрос подготовил Антон Осипов.)

Главный вывод — необходимо полностью полагаться только на свой собственный финансовый ресурс, если только не работаешь в финансовой структуре, близкой к ЦБ или правительству (например, в Гута-банке). Банковская система России абсолютно несовершенна, а изменение ее фундаментальных показателей непредсказуемо.

Александр Тимофеев, экс-зампред правления банка “Кредиттраст”

В очередной раз стало понятно, что неэкономические риски в России высоки. От них никак не застрахуешься. В кризисной ситуации важна четкая позиция акционеров в отношении банка, понимание ими, что они вместе с руководством банка несут ответственность за судьбу кредитной организации и должны приходить на помощь. Если делаешь ставку на работу с населением, риски уменьшает диверсификация по регионам. У нас 29 филиалов. В регионах вкладчики вели себя куда спокойнее, чем в обеих столицах. Там не только не произошло оттока, но даже динамика прироста клиентской базы особенно не изменилась.

Геннадий Мещеряков, президент Связь-банка

Нужно надеяться только на себя и не расслабляться. Когда возникают сложности, ни одна организация, имеющая на вас какой-то зуб, не упустит случая укусить. Должна быть хорошая подушка ликвидности, кредиты, которые можно быстро продать. Выяснилось, каким СМИ можно верить, а кто из них гоняется за сенсациями и не отвечает за свои слова. Наконец, нельзя рассматривать клиента как робота, который в случае нестабильности пришел и тупо снял деньги. Многие клиенты отказались от идеи забрать вклад, если управляющий проявил к ним внимание: пригласил в офис, честно объяснил ситуацию, раскрыл все карты. Для этого центральный офис постоянно снабжал филиалы всеми цифрами и документами.

Александр Гафин, вице-президент Альфа-банка

Новых для себя уроков мы не получили, скорее было закрепление пройденного. Мы убедились, что наша жесткая и консервативная кредитная политика на межбанковском рынке оправданна. Подтвердилось, что любой банк, достойно общающийся с клиентами во время даже такого локального кризиса, получает дополнительные дивиденды в работе с новыми клиентами. Если клиент хочет вывести ресурсы, возводить на его пути технические запретные меры — рыть себе яму. Наплыв вкладчиков был, но, когда все получили свои деньги вовремя, он быстро закончился. Сейчас можно говорить о перспективах существенного прироста клиентской базы.

Алексей Панферов, зампред правления МДМ-банка



Ведомости