16.07.2004

Новые подробности покушения на Хлебникова окончательно запутали следствие



В среду в два часа дня в храме Христа Спасителя состоялось отпевание главного редактора русской версии журнала "Форбс" Пола Хлебникова, застреленного в Москве в минувшую пятницу. На службе кроме братьев журналиста Питера и Майкла присутствовали генпрокурор Владимир Устинов, который лично контролирует расследование, и посол США Александр Вершбоу. За три часа до службы братья Хлебниковы ответили на вопросы журналистов в американском посольстве. Однако обстоятельства смерти журналиста так и остаются загадкой.

- За несколько часов до смерти он позвонил мне, - рассказал Питер Хлебников. - Я тоже, как и он, журналист. Мы с ним давно не разговаривали. В основном он общался с моей женой. А тут звонок мне. Я был приятно удивлен. Пол был в прекрасном настроении. Никакой тревоги или озабоченности в его голосе не было. Как потом оказалось, в тот же вечер из своего офиса он позвонил своей жене, детям и Майклу. Перед приближающейся смертью человек непроизвольно обзванивает своих близких, особенно тех, кому давно не звонил. Думаю, Пол не чувствовал, что умрет. Он сказал, что дела у него в редакции идут прекрасно. Единственное, что его угнетает, - это то, что его жена и дети живут за океаном. Однако он сказал, что думает над вопросом об их переезде сюда.

Оба брата подчеркнули, что это убийство ни в коем случае не изменило их отношения к России. Они даже хотели похоронить Пола в Москве, но потом на семейном совете решили все же похоронить его в Нью-Йорке. Его тело предадут земле 16 июля.

Братья категорически отвергли версию, в которой были уверены до приезда в Россию, - что его убили из-за публикации в журнале "Форбс" списка самых богатых людей. К какой версии они склоняются сейчас, не ответили, однако уверили, что в ближайшем будущем русские правоохранительные органы совместно с американскими найдут убийц. Какая степень участия американцев будет в расследовании, братья ответить затруднились. Также не дали они ответа, как продвигается расследование в Генпрокуратуре.

Между тем стали известны новые подробности покушения на журналиста, которые не столько прояснили ситуацию, сколько окончательно ее запутали. Итак, Пол Хлебников вышел из редакции приблизительно без пятнадцати десять. Он направился в сторону метро "Ботанический сад", однако через сто метров, как известно, его нагнала машина. Это расстояние он покрыл за минуту, максимум за полторы. Отсюда нетрудно сказать, сколько он пролежал на асфальте до той минуты, пока его не увидел водитель "Фольксвагена", первым обнаруживший на асфальте истекающего кровью журналиста.

Как заявил "Известиям" главврач Московской скорой и неотложной помощи Игорь Элькис, "скорая" приехала через восемь минут после звонка. "В любой другой стране медикам за такую оперативность говорят "спасибо". А звонок поступил в 22:04. Значит, неотложка прибыла на место происшествия в 22:12. Однако, как свидетельствует единая справочная служба "Скорой помощи", это был уже третий звонок с улицы Докукина, и был он от милиции, которая к этому времени уже была на месте происшествия.

Первый звонок, как записано в диспетчерском журнале, поступил в 21:57 от человека, который отказался представиться. Надо полагать - от того самого водителя "Фольксвагена", сообщившего о случившемся и в службу охраны редакционного офиса. После этого в 22:00 поступил второй звонок от прохожего, чью фамилию разглашать запретили в интересах следствия.

Хлебников, до того как его увидел водитель "Фольксвагена", пролежал на асфальте несколько минут. В это время он и попытался дозвониться до кого-то со своего мобильного телефона. То есть после того, как в него выстрелили, и до приезда "скорой" реально прошло более двадцати минут. Однако подъехавшая неотложка помощи не оказала и вызвала реанимобиль, который прибыл через 7 минут. Именно в нем, как утверждают врачи 20-й больницы, Хлебников сначала начал задыхаться, а потом у него остановилось сердце. Как заявили в той же больнице, он умер в реанимобиле.

Однако главврач "Скорой помощи" это категорически опровергает.

- "Скорая помощь" не виновата! - твердо заявил "Известиям" Игорь Элькис. - Я не намерен отвечать за тех, кто набился в лифт. Он умер не в карете "скорой помощи", а в 20-й больнице. Когда его вытащили из машины, он был еще живой.

Максимум через две минуты после выгрузки больного толпа врачей с больным и милиционером оказались запертыми в лифте, который остановился в шахте от перегрузки. Это произошло приблизительно в 22:30. По словам лифтера, врачи оказались замурованными минут на 15-20, и когда они вышли из лифта, то сказали, что доставленный умер. То есть теоретически смерть Хлебникова могла наступить в 22:35.

Другие источники уверяют, что Хлебников умер не в лифте, а на операционном столе. Вот что по этому поводу заявил заведующий подстанцией "Скорой помощи" Анатолий Шенбланд:

- Неправда, что журналист умер в лифте. Когда Хлебникова доставили в отделение, он был жив. В отделении уже началась полная реанимация, подключили аппарат ИВЛ и все остальное. Но все оказалось бесполезно.

Насколько серьезно был ранен Хлебников и задели ли пули жизненно важные органы, также пока остается тайной. Игорь Элькис уверяет, что из больного вытекло 2,5 литра крови. Действительно ли он умер от пуль или из-за нерасторопности врачей, покажет экспертиза, результаты которой будут известны через месяц. Как уже упоминалось, вскрытие было произведено в понедельник, однако, как выяснили "Известия", заключение хоть и написано, но до сих пор не передано в Генпрокуратуру.

Известия