12.07.2004

Ryanair экономит на шторках и мешочках



Кит Джонсон
Дэниел Майклс

Многим авиакомпаниям приходится выживать за счет снижения затрат, но мало кто так туго затягивает ремни, как ирландская Ryanair. Это позволяет компании оставаться одной из самых прибыльных в отрасли. Но по мере того, как другие авиалинии перенимают опыт Ryanair, конкуренция в сегменте дешевых перевозок увеличивается.

Ирландская авиакомпания берет с пассажиров деньги за питание, напитки и газеты. Она использует маленькие аэропорты, находящиеся далеко от городов, в которые летает, и не перестает торговаться за скидки на их использование. Сотрудникам компании рекомендуется в целях экономии бумаги прихватывать бесплатные бланки из гостиниц. И это помимо того, что они сами платят за обучение и сами покупают себе форму. С пассажирами компания тоже не особо нежничает. На вопрос о том, почему Ryanair не возвращает деньги даже за билет на рейс, который не улетел, гендиректор Ryanair Майкл О'Лири обычно отвечает таким же простым вопросом: “Что именно вам непонятно в выражении “не возвращает”?

Но и крайняя прижимистость, и выходки О'Лири помогают ей оставаться крупнейшим европейским дискаунтером в области авиаперевозок. В прошлом финансовом году Ryanair продала 23 млн билетов по средней цене $48 и зафиксировала прибыль в $248 млн, норма прибыли составила 19%. Ryanair показывала норму прибыли выше 10% семь лет подряд.

Между тем конкуренция в сегменте “дешевых” авиаперевозок растет. Несколько лет назад компании-дискаунтеры можно было пересчитать по пальцам, а сейчас только в Европе их более полусотни. В том числе венгерская Wizz Air, шведская Snowflake, подразделение Scandinavian Airlines System и VolareWeb, “дочка” итальянской Volare Airlines. Положение Ryanair это не улучшает. Зимой этого года Ryanair впервые с 1991 г. показала квартальный убыток, а ее акции с начала года упали на 40%. Упали и акции британской EasyJet, главного конкурента Ryanair. Пять вновь созданных дискаунтеров недавно разорились, один из них даже не успел совершить ни одного полета.

Все это заставляет О'Лири вводить драконовские меры экономии. Например, теперь в самолетах компании не будет шторок на окнах — их необходимо открывать перед взлетом, а это отнимает много времени. Не будет и мешочков для журналов на спинке кресла — их слишком долго вычищать. Сами кресла не будут откидываться — так компания сэкономит на их ремонте. Будет повышен на 17% размер доплаты за перевес багажа, при том что лимит по весу багажа у Ryanair крайне низкий. “Хватит таскать за собой столько старого барахла”, — “успокаивает” пассажиров О'Лири.

Одна из немногих вещей, на которой Ryanair не экономит, — это техобслуживание самолетов. У компании один из новейших парков в мире, и у нее пока не было ни одного крушения. По мнению ирландских властей, стандарты техобслуживания и безопасности у Ryanair не хуже, чем у любой другой авиалинии.

В борьбе с конкурентами Ryanair использует стратегию, резко отличающуюся от методов, которые предпочитают другие авиалинии. В то время как большинство из них стремятся увеличить прибыль и снизить накладные расходы, Ryanair пытается прежде всего снизить затраты. Между тем с 2002 г., чтобы привлечь новых клиентов, компания раздала более 4 млн бесплатных билетов, а в этом году планирует подарить пассажирам еще 5 млн билетов. Параллельно Ryanair зарабатывает все больше на предоставлении дополнительных услуг, например на комиссии за бронирование отелей через свой интернет-сайт.

Но возможности для экономии ограниченны, и О'Лири приходится это признать. Компания недавно перевела 95% продаж билетов в Интернет и заказала 120 новых, более экономичных самолетов, но на этом запас простых радикальных мер по сокращению расходов оказывается практически исчерпан. “Вероятно, я уйду из Ryanair через 4-5 лет, — говорит О'Лири. — В компании такого размера для революционеров уже не будет места”. (WSJ, 1.07.2004, Кирилл Корюкин)



Ведомости