08.07.2004


Неуступчивый Китай. Toyota пробивается на рынок Поднебесной



Норихико Широузу

Toyota Motor не терпится начать продавать в Китае, страдающем от загрязнения окружающей среды и недостатка топлива, автомобили с бензиново-электрическим двигателем. Но эти планы осложняются тем, что в КНР не существует стандартов для таких машин, а кроме того, Китай хочет, чтобы машины производились прямо на месте, а не ввозились из Японии.

“Мы собираемся начать продавать "гибриды" в Китае, как только это станет возможно”, — заявил в недавнем интервью старший управляющий директор Toyota Такеси Утиямада. Но, по его словам, пока приходу компании на китайский рынок мешает отсутствие в стране правил сертификации транспортных средств с гибридными силовыми агрегатами. Это при том, что введение более чистых двигателей и ограничение роста потребления топлива китайское правительство считает одной из своих приоритетных задач. Рост потребления энергоносителей и резкое увеличение автопарка вывели Китай по выбросу в атмосферу газов, создающих парниковый эффект, на первое место после США. По мнению экспертов, к 2030 г. Китай может и перегнать Америку по этому показателю.

По словам Утиямады, для того чтобы ускорить продвижение “гибридов” в Китае, Toyota запустила совместный проект исследования характеристик машин с китайским Центром автомобильных технологий и исследований (Catarc). Компания стремится помочь этому государственному НИИ сформулировать стандарты по “гибридам”, касающиеся состава выхлопных газов, качества топлива и экономичности, и составить наиболее правильное представление о бензоэлектрических двигателях. Для этого Toyota предоставляет китайским экспертам информацию, касающуюся сертификации двигателей-гибридов в Японии, США и Европе, говорит Утиямада.

По словам Хуанга Йонгхе, эксперта Catarc, стандарты для гибридных и других “чистых” двигателей будут вырабатываться постепенно, но некоторые приоритеты в этой области правительство уже установило. Так, “непременным условием для Toyota и других компаний станет производство "гибридов" и других экологически чистых машин в Китае, а не импорт. Это производство станет частью китайской, а не японской промышленной политики”, — говорит Хуанг.

По словам Масатами Такимото, старшего управляющего директора Toyota, целью компании в ходе совместной работы с Catarc является исключительно предоставление информации, на процесс определения политики властей в отношении “гибридов” компания влиять не собирается. Эксперты тем не менее считают, что совместный проект поможет продвижению Toyota на китайском рынке. И Утиямада, и Такимото подтвердили, что решение о продаже “гибридов” Toyota в Китае зависит от готовности китайских властей выработать порядок сертификации. Правда, и в случае принятия стандартов, по словам Такимото, Toyota вряд ли сможет производить достаточно машин Prius, чтобы в ближайшем будущем начать продавать их в Китае — спрос на них в Японии и США пока слишком велик. Несмотря на это, Toyota не спешит резко увеличивать производство “гибридов”, хотя недавно заявила, что может начать их выпуск в Северной Америке. По словам президента компании Фудзио Чо, запуск производства машины вне Японии будет обоснованным, только когда продажи автомобиля достигнут 50 000-100 000 в год. (WSJ, Кирилл Корюкин)



Ведомости