01.07.2004

Разошлись во мнениях. ОМЗ и "Интеррос" могут расторгнуть сделку



Андрей Лемешко
Юлия Бушуева

Самая крупная сделка в российском машиностроении — слияние “Объединенных машиностроительных заводов” и “Силовых машин” — на грани расторжения. Вчерашнее годовое собрание акционеров ОМЗ было сорвано из-за неявки представителя Кахи Бендукидзе. Владельцы ОМЗ потеряли интерес к объединению, считают хозяева “Силовых машин”. “Интеррос” ищет предлог отказаться от слияния компаний — полагают представители ОМЗ.


ОМЗ специализируется на производстве оборудования для атомной энергетики, нефтегазовой, горнодобывающей и металлургической отраслей. Выручка ОМЗ по стандартам US GAAP в первом полугодии 2003 г. составила $215,7 млн, чистая прибыль – $14 млн. 25,93% акций принадлежит основателю ОМЗ Кахе Бендукидзе, 9,07% – Алану Казбекову, около 15% – “Газфонду”, 14% – “Силовым машинам”. “Силовые машины” объединяют ряд предприятий по производству энергетического оборудования. В 2002 г. выручка “Силовых машин” по IAS составила $276 млн, чистая прибыль – $2 млн. Более 70% акций концерна контролирует “Интеррос”, 4,93% – немецкий Siemens, 17% принадлежит портфельным инвесторам.

Об объединении ОМЗ и концерна “Силовые машины” было объявлено в декабре прошлого года. По условиям сделки владельцы “Силовых машин” должны получить 50% акций объединенной компании. При этом “Интеррос” становится крупнейшим акционером объединенной компании — у него будет 35%. Предполагалось, что обмен акций “Силовых машин” на новые акции ОМЗ будет завершен в конце июля, а вся сделка — осенью. А уже 30 июня на годовом собрании акционеров ОМЗ в совет директоров компании должны были войти представители “Интерроса”.

Но вчерашнее собрание акционеров не состоялось из-за отсутствия кворума: в собрании не принял участия представитель Кахи Бендукидзе — крупнейшего совладельца ОМЗ. Директор по связям с общественностью ОМЗ Андрей Онуфриев подтвердил, что принадлежащие Бендукидзе акции не были зарегистрированы для участия в собрании. Причина в предполагаемой конфигурации совета директоров: сам Бендукидзе стал министром экономики Грузии и отказался от места в совете, выдвинуть своего представителя он не успел, а независимые директора получили бы в совете меньшинство. По словам Онуфриева, Родрик Брейтвейт снял свою кандидатуру, а член совета Сеппо Ремес не был признан независимым кандидатом из-за его работы в совете директоров РАО “ЕЭС России” — крупнейшего контрагента ОМЗ и “Силовых машин”.

Отказ Бендукидзе участвовать в собрании привел в замешательство партнеров по сделке. “Для нас это стало сюрпризом”, — говорит Павел Скитович, замгендиректора “Силовых машин” и исполнительный директор ОМЗ. О каких-либо разногласиях партнеров ему неизвестно. Но в “Интерросе”, контролирующем “Силовые машины”, срыв собрания трактуют как возможный повод для приостановки объединения компаний. “Мы полагаем, что случившееся свидетельствует о том, что Каха Бендукидзе и его партнеры потеряли интерес к сделке [по слиянию ОМЗ и "Силовых машин"]”, — говорит директор по общественным связям группы “Интеррос” Лариса Зелькова. По ее словам, пока что группа не получила никаких объяснений от Бендукидзе, но в ближайшее время “Интеррос” намерен провести консультации с акционерами ОМЗ и другими потенциальными покупателями “Силовых машин”. “Сегодня стало понятно, что любые последующие шаги по слиянию невозможны”, — резюмирует Зелькова. Она отказалась говорить, будет ли “Интеррос” выкупать допэмиссию ОМЗ, но заявила, что группа намерена в ближайшее время обменять обратно 11% акций “Силовых машин” на 14% акций ОМЗ.

Сам Каха Бендукидзе сказал “Ведомостям”, что ему неизвестно о срыве собрания — он передал свои акции в управление директору по финансам ОМЗ Сергею Николаеву и сейчас никак не участвует в работе предприятия. А Николаев удивлен заявлением “Интерроса”. “Собрание акционеров ОМЗ никакого отношения к ходу слияния не имеет, — заявил он "Ведомостям". — Если бы мы избрали совет директоров, то нарушили бы кодекс корпоративного поведения, предусматривающий большинство независимых директоров в совете”. Николаев говорит, что ОМЗ произвел все необходимые действия для объединения компаний и теперь завершение сделки зависит от “Интерроса” — холдинга, который должен обменять свою долю в “Силмашинах” на акции ОМЗ, однако до сих пор этого не сделано. У “Интерроса” могло возникнуть намерение приостановить сделку, а несостоявшееся собрание используется как предлог, предполагает Николаев. Его попытки получить вчера разъяснения от “Интерроса” по поводу сделки были тщетны.

Топ-менеджер ОМЗ, просивший не упоминать его имени в печати, предполагает, что причиной разногласий могли быть разные подходы к оперативному управлению компанией либо слухи о том, что “Интеррос” ведет переговоры с концерном Siemens о продаже акций “Силовых машин”. Впрочем, собеседник не верит в конфликт владельцев компаний и склонен объяснять срыв собрания техническими причинами. Сергей Суверов, начальник аналитического управления банка “Зенит”, предполагает, что владельцы ОМЗ и “Силовых машин” разошлись в деталях сделки. Он указывает, что противоречия могли возникнуть из-за разной корпоративной структуры компаний и из-за возникшего в ОМЗ сосуществования старого менеджмента и выходцев из “Силовых машин”.



Ведомости