23.06.2004

Жан-Мари Месье допрошен. Расследование деятельности Vivendi набирает обороты


Расследование нарушений во французской Vivendi Universal, длящееся уже почти два года, набирает обороты. Бывший руководитель компании Жан-Мари Месье на этой неделе был задержан и допрошен правоохранительными органами.

Во вторник Жан-Мари Месье, превративший французскую компанию по водоснабжению в трансатлантическую медиаимперию, проснулся в месте, сильно отличающемся от шикарных нью-йоркских апартаментов стоимостью $18 млн, в которых он жил, будучи руководителем Vivendi, — на тюремной койке. Он был задержан в понедельник вечером в рамках расследования нарушений законов о ценных бумагах руководителями Vivendi Universal. Судья санкционировал задержание Месье на 48 часов.

Вчера прокуратура заявила о намерении начать официальное расследование в отношении Месье. “Принципиальное решение об этом уже принято”, — сказала Маривонн Кайботт, помощник прокурора Парижа, добавив, что об этом может быть объявлено на слушаниях во вторник вечером. От начала официального расследования до предъявления обвинений — один шаг. До Месье были задержаны, допрошены и позднее отпущены трое менеджеров Vivendi, в том числе бывший финансовый директор Гийом Анезо.

В центре расследования — несколько эпизодов в период правления Месье, в том числе масштабная скупка Vivendi своих акций в конце 2001 г. Кроме этого менеджеры компании подозреваются в торговле на основе инсайдерской информации в декабре 2001 г., в искажении бухгалтерской отчетности и в незаконном включении в консолидированную отчетность нескольких дочерних телекоммуникационных компаний.

Месье был уволен из Vivendi, которую он довел практически до банкротства, в июле 2002 г. Сменивший его Жан-Рене Фурту начал масштабную реструктуризацию компании, продав ради погашения долгов многие активы, включая 80% акций американского кино- и телевизионного подразделения (которое входило в Universal) компании NBC (которая является подразделением General Electric).

Французские законы о ценных бумагах жестко ограничивают выкуп компаниями своих акций на рынке, однако после терактов 11 сентября 2001 г. в США эти требования были ослаблены, чтобы компании могли поддержать котировки своих акций. Однако французские прокуроры считают, что Vivendi пошла слишком далеко, манипулируя ценой своих акций, на скупку 104 млн которых она потратила 6 млрд евро ($7,28 млрд).

Кроме того, прокуроры стараются определить, не были ли Месье и Анезо вовлечены в инсайдерскую торговлю. В декабре 2001 г. они реализовали свои опционы на покупку акций Vivendi — незадолго до того, как компания, которая уже начала испытывать финансовые трудности, неожиданно продала более половины из скупленных ею 104 млн акций. Цена акций резко упала, и Анезо в результате избежал потерь, заработав 1,3 млн евро ($1,57 млн). Месье, правда, сохранил многие из акций, понеся значительный убыток. Прокуроры также считают, что Месье и Анезо публиковали неоправданно оптимистичные пресс-релизы о финансовом положении Vivendi, хотя финансовый кризис в компании становился все серьезнее. Инвесторы также жаловались регуляторам, что Vivendi включила в консолидированную отчетность результаты телекоммуникационных подразделений Cegetel, Morocco Telecom и Elektrim, принадлежавших ей лишь отчасти, в результате чего финансовое положение компании выглядело более прочным.

В декабре 2003 г. Vivendi и Месье по соглашению с Комиссией по ценным бумагам и биржам США урегулировали эти и ряд других обвинений. Компания выплатила $50 млн, Месье заплатил $1 млн и отказался от выходного пособия в $25 млн, которое он требовал от Vivendi. Французское правосудие, однако, более медлительно, и расследование, начатое в октябре 2002 г., может длиться еще около двух лет. (Использованы материалы WSJ.)



Ведомости