17.06.2004

Русские как иностранные на стендах Art Bazel в Швейцарии



В Базеле открылась 35-я художественная ярмарка Art Bazel. Это крупнейшая и самая главная в мире ярмарка искусства ХХ века, куда съезжаются, как говорят без ложной скромности организаторы, "сливки сливок" мирового галерейного бизнеса. Русских туда пока не берут. Из Базеля – <МИЛЕНА Ъ-ОРЛОВА.

       Базельская ярмарка – огромный ангар, набитый искусством под завязку. Из того, что здесь продается, можно было бы составить несколько музеев искусства ХХ века, причем от самого его начала – работ Эдварда Мунка, Пабло Пикассо, Кандинского, сюрреалистов – до самых последних громких имен, прозвучавших на биеннале и больших международных выставках. Здесь есть все и все. 270 галерей со всего мира, но преимущественно из главных художественных держав – Германии (60 галерей), США (64 галереи), Франции (25), Англии (24), Италии (19), Швейцарии (41), отобранных экспертами ярмарки из 850 заявок, в совокупности показывают работы полутора тысяч художников. Три четверти этих художников – гении, признанные мастера, занесенные во все хрестоматии и представленные в лучших музеях.

       Цены варьируются от нескольких тысяч (швейцарских франков, а хотите – долларов или евро, валюта на выбор покупателя) до нескольких десятков миллионов. Причем "миллионеров" – больше половины. Каждый год устроители ярмарки проводят компанию "Желтая точка" для экономных покупателей: желтыми кружками отмечаются работы дешевле 5 тыс. швейцарских франков. Мне удалось увидеть эти метки лишь пару раз. Зато красных кружков, обозначающих, что работа продана или зарезервирована, уже в первый день ярмарки было навалом. Коллекционеры прибывают в Базель буквально самолетами. И здесь с ними нянчатся как с малыми детьми – например, в VIP-зоне установили огромный экран, где идут прямые трансляции чемпионата мира по футболу. Последний день ярмарки объявлен днем профессионалов: она будет закрыта для обычной публики, чтобы серьезные игроки смогли без суеты и в конфиденциальной обстановке заключить сделки.

       До этого года участников ярмарки обязывали указывать на этикетках цены. В этом году Базель, очевидно, пошел по русскому пути: галеристы цены называют с неохотой, темнят и хитрят. Впрочем, цены не являются страшной тайной и, как говорится, взяты не с потолка, поскольку многие художники давно присутствуют на аукционах, и представить, сколько стоит, скажем, Пикассо, довольно легко. Вот несколько цифр. Маленький рисунок Малевича галерея Гмуржинска предлагает за 300 тыс. франков. Графика Фрэнсиса Бэкона – 10 тыс. за лист. Скульптура Луиз Буржуа "Глаза", два больших гранитных шара с глазами,– 1200 тыс. франков. Ранний объект Кристо, упакованная тележка из супермаркета 1963 года,– 300 тыс. Гигантский живописный портрет Энди Уорхола кисти знаменитого актера Денниса Хоппера стоит 100 тыс. Цены на самого Уорхола начинаются где-то с полумиллиона. Модные современные художники дешевле. Например, татуированные поросячьи шкуры приезжавшего в Москву на ярмарку "Арт-Манеж" Вима Дельво стоят 30 тыс. Его же скульптуры, "кружевные" экскаваторы и паровозы, стоят порядка 90 тыс. Самые дорогие современные звезды – у лондонской галереи White Cube; там и Дэмиен Хирст, и братья Чепмены, и Крис Офили, и Трэйси Эмин – одним словом, все лауреаты и номинанты знаменитой премии Тернера, вплоть до последнего, Грейсона Перри, утверждающего, что самое актуальное на сегодняшний день – это керамика. Одна его ваза продается другой модной галереей – Victoria Miro. Вообще, заметно, что галеристы внимательно следят за художественным процессом: стоит художнику блеснуть, скажем, в Венеции, как его немедленно везут продавать в Базель (я видела двух фавориток последней биеннале Патрицию Пиччинини с восковыми монстрами и получившую "Золотого льва" Су Мей Тсе из Люксембурга). Так что здесь обычное противопоставление коммерческого и некоммерческого искусства как-то не очень работает.

       Если судить о популярности того или иного художника по количеству галерей, которые его представляют, то в Базеле два главных фаворита – Пикассо (27 галерей) и Уорхол (26). Пауль Клее, как и де Кунинг, продается в 13 галереях, Кандинский – в 12, Шагал наравне с Алексом Кацем – в 8. Американский минималист Дональд Джадд – аж в 16, а вот, например, Сальвадор Дали – всего в 5 галереях.

       Присутствие русского искусства на мировом художественном рынке выглядит самым жалким образом. Галерея Гмуржинска с классикой – фотографии Родченко за 100 тыс., рисунок Малевича, купленный на недавних русских торгах Ларионов (и выставленный уже почти в три раза дороже). Есть Любовь Попова у галереи Yablonka. Картина Ильи и Эмилии Кабаковых 1993 года, украшенная красными флагами, на стенде нью-йоркской галереи Kelly за 300 тыс. Кабакова без жены продает токийская Shugoartes. Там же у японцев – Борис Михайлов. Из молодых – давно уехавшая Мария Серебрякова в анверпенской Zeno X. И единственные москвичи в Базеле – творческий дуэт Владимира Дубосарского и Александра Виноградова. Австрийская галерея Krinzinger продает их по вполне московским ценам – маленький холст за 15 тыс., большой – за 30. Но здесь главное не столько цена, сколько хорошая компания. Приятно, что и Кабаков, и Дубосарский с Виноградовым представлены в очень хороших галереях, занимающихся не русским искусством, а мировыми звездами. Кабаков висит рядом с Джозефом Кошутом (что символично: наш главный концептуалист рядом с главным западным).

       Директор базельской ярмарки, молодой и очень живой Самуэль Келлер совсем недавно приезжал в Москву на ярмарку "Арт-Москва", которую делает "Экспо-парк". Присматривался, но пока в Базеле нет ни одной русской галереи, даже в специальном "розовом" отсеке Art Statements, где показаны дебютанты ярмарки. Наши галеристы, конечно, не могут соревноваться с мировыми зубрами, торгующими классическим модернизмом вроде Juda, Marlborogh, Yablonka, но вот в этом отсеке для начинающих вполне могли бы присутствовать. Тем более что их клиенты уже давно проложили дорожку в Базель, и в этот раз сюда приехала целая компания русских коллекционеров.



КоммерсантЪ