11.06.2004

30 тысяч долларов за минуту рекламы во время трансляции матчей чемпионата Европы



"НТВ-Плюс" не сможет заработать на рекламных кампаниях чемпионата Европы по футболу в Португалии. Канал не выкупил сублицензию на трансляцию матчей, посчитав, что игра не стоит свеч. Между тем с началом чемпионата цена рекламной минуты на телевидении резко возрастет. Во время трансляции матчей ее стоимость увеличивается более чем в два раза по сравнению с обычным временем. "Сливки" снимут Первый канал и "Россия". Цена вопроса - более 10 млн. долларов.

'НТВ-Плюс' - в аутсайдерах
Реклама во время спортивных мероприятий такого ранга, как чемпионат Европы по футболу в Португалии, - одна из самых дорогих на телевидении. Но не все смогут на этом заработать. Телеканал «НТВ-Плюс Спорт» оказывается аутсайдером наступающего чемпионата Европы. Дело в том, что лицензии на демонстрацию подобного рода спортивных событий принадлежат Первому каналу и ВГТРК, а остальные каналы вправе купить у них сублицензию. Поэтому игры будут показывать первые два канала (финальный матч придется на 'Россию'), а канал 'Спорт' продублирует все матчи в записи.

Канал 'НТВ-Плюс Спорт', звездный час которого пришелся на 2002 год благодаря руководству Минпечати, в этом году оказался в аутсайдерах. После закрытия вещания ТВ-6 с конца января по июнь 2002 года на «шестой кнопке» вещал «НТВ-Плюс Спорт». Благодаря этому Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити увидели не только абоненты «НТВ-Плюс», но и все жители России, которые могли принимать «шестую кнопку». Однако возможности «НТВ-Плюс» стали ограниченными после того, как на той же «шестой кнопке» летом прошлого года появился бесплатный телеканал «Спорт».

В этом году 'НТВ-Плюс Спорт' решил отказаться от трансляции матчей чемпионата Европы по футболу. По словам директора спортивных программ и каналов «НТВ-Плюс» Алексея Буркова, нет нужды тратить как минимум миллион долларов, в который каналу обошлись бы покупка сублицензии на право демонстрации матчей, выезд спортивных комментаторов и каналы связи, если все подписчики в любом случае смогут посмотреть чемпионат по «Первому», «России» и «Спорту».

Гендиректор канала «Спорт» Василий Кикнадзе разделяет мнение Буркова о том, что 'НТВ-Плюс' незачем становиться четвертым каналом, демонстрирующим чемпионат.

«Так как 'НТВ-Плюс» в отличие от ВГТРК и Первого канала не является членом Европейского вещательного союза, он вправе обратиться к ним за сублицензией, - говорит он. - В этом чемпионате канал даже не выходил на переговоры».

Впрочем, по признанию Буркова, нынешнее положение - единичный случай. Например, 'НТВ-Плюс' все-таки обратился к «Первому» и ВГТРК, чтобы купить сублицензию на демонстрацию летней Олимпиады этого года. Что касается 2006 года, в котором должна пройти зимняя Олимпиада и чемпионат мира по футболу, то «НТВ-Плюс» рассчитывает купить права лишь на одно из мероприятий.

Расценки сравнимы с новогодними
По уровню доходов, которые получают телеканалы, со «спортивной» рекламой может сравниться только «новогодняя». И даже запрет УЕФА транслировать рекламу во время матчей помешать не сможет: рекламные блоки продолжительностью по 5-10 минут будут обрамлять начало и конец трансляции и обязательно будут продемонстрированы в середине матчей.

С 1992 года продажей рекламы во время спортивных мероприятий занимается компания «Телеспорт Маркетинг». И раз в четыре года - во время олимпийских игр и чемпионата Европы по футболу - именно эта компания продает российским рекламодателям время на российских телеканалах. По оценкам гендиректора компании Петра Макаренко, стоимость рекламы во время спортивных мероприятий по сравнению с обычной рекламой повышается на 30-50%.

Как бы то ни было, стоимость только одного контракта, заключенного с «Телеспорт Маркетинг», достигает полумиллиона долларов, а их уже заключено около двадцати пяти. И если в обычное время крупнейшими рекламодателями на ТВ традиционно являются Procter&Gamble, Nestle, Unilever, Wrigley и Danone, то во время спортивных матчей больше всего рекламного времени отдано пиву, производителям аудио- и видеотехники, операторам мобильной связи и рекламе кредитных карт. Рекламируются прежде всего те категории товаров, производитель которых считает, что может достичь своей аудитории, по преимуществу мужской.

30 тысяч долларов за минуту
Чтобы производитель мог увидеть свой ролик на «Первом» или «России», в среднем ему нужно выложить 25-30 тысяч долларов за одну минуту рекламы. Однако, по словам Макаренко, поминутная продажа не практикуется: рекламу нужно купить пакетом. Чаще всего ее разбивают на 30- и 15-секундные ролики, которые демонстрируются во всех матчах чемпионата (которых 31).

На канале «Спорт» ситуация немного иная. Здесь цена рекламной минуты во время чемпионата Европы составляет 9 тысяч долларов. «Спорт» покажет все матчи дважды. И стоимость 62 минут рекламы с учетом скидок обойдется в 237 тысяч 150 долларов.

Директор по телеизмерениям TNS Gallup Media Александр Костюк полагает, что игра на увеличение бюджетов в этот период стоит свеч. «Уровень привлеченного внимания аудитории во время чемпионата Европы, безусловно, значительно выше среднего, - говорит он. - И что мне кажется удивительным, так это то, что, по нашим данным, общий объем смотрящих телевизор увеличивается не только за счет мужчин: женщины тоже смотрят футбол».

Впрочем, рекламодатели также не жалеют о потраченных на спортивные мероприятия деньгах. Представитель одного из крупнейших рекламодателей отечественного ТВ, директор департамента внешних связей МТС Андрей Брагинский полагает, что реклама во время спортивных событий - 'очень эффективный способ продвижения компании и хороший способ разделить интересы своих абонентов'. 'Чемпионат - это главное событие в телевизионной жизни, безусловно, рейтинговый продукт, потому мы не жалеем о затратах на него', - говорит он.

Газета