11.06.2004

Россию лишили бутылки в суде Армении



Государственное ФКП «Союзплодоимпорт» проиграло группе S.P.I. право собственности на товарные знаки водок Moskovskaya и Stolichnaya в Армении. Участники рынка полагают, что ни один заграничный суд не встанет на сторону «Союзплодоимпорта» и единственный для него выход - зарегистрировать марки в тех странах, где еще не успела объявиться S.P.I.

Арбитражный суд Армении отклонил иск ФКП "Союзплодоимпорта" к S.P.I. с требованием признать за ним право собственности на водочные марки Moskovskaya и Stolichnaya. Судьи посчитали претензии ФКП неаргументированными: прав тот, кто первым зарегистрировал бренд на территории страны. В мае аналогичное решение было вынесено против "Союзплодоиморта" в Азербайджане.

Однако "Союзплодоимпорт", под контролем которого оказался почти весь российский водочный рынок объемом более 20 млрд. долларов в год, не хочет расставаться с надеждой обыграть S.P.I. и получить контроль над зарубежными рынками сбыта, которые оцениваются экспертами по меньшей мере в 200 млрд. долларов в год. И собирается оспаривать эти судебные решения.

Однако участники российского алкогольного рынка считают, что ФКП придерживается неправильной тактики. "Вместо того чтобы спешно регистрировать эти марки в тех странах, куда еще не добралась S.P.I., "Союзплодоимпорт" занимается практически безнадежным делом - пытается убедить иностранных судей в том, что именно они должны быть единственными правообладателями", - рассказал ГАЗЕТЕ источник в одной из компаний, пожелавший не называть свое имя в печати.

Подобного мнения придерживаются и в самой S.P.I. "В иностранных судах в надежде выиграть дело ФКП пытается апеллировать к выигранным ими процессам в России. Права на Moskovskaya и Stolichnaya у нас в стране отошли к ним. Однако до сих пор не могут понять, что это совершенно разные юрисдикции и решения российских судей не могут повлиять на мнение суда за границей. Да и в России "Союзплодоимпорт" выигрывал только потому, что у нас часто судят не по закону и повлиять на конечное решение судей достаточно легко", - заявила ГАЗЕТЕ представитель S.P.I. Наталья Егорычева.

В официальном обращении S.P.I. член совета директоров группы Андрей Скурихин отмечает, что "ФКП обрекает государство на бесполезные траты, к которым неминуемо приводят многочисленные затяжные суды за границей… (по данным проверки Счетной палаты, проведенной в этом году, "Союзплодоимпорт" потратил на судебные процессы за границей около 30 млн. рублей. - ГАЗЕТА) Когда-нибудь руководство этой организации осознает, что все их попытки противостоять нам на внешних рынках не только юридически бесперспективны, но и элементарно невыгодны. И в первую очередь государству, средства которого так непродуктивно расходуются".

СПРАВКА

В июле 2002 года постановлением российского правительства Федеральному казенному предприятию (ФКП) «Союзплодоимпорт» были переданы права использования 17 товарных знаков наиболее популярных русских водок. Среди них такие бренды, как Stolichnaya, Moskovskaya, Pertsovka и "Русская". До правительственного постановления эти марки принадлежали международной группе S.P.I., которой руководит известный предприниматель Юрий Шефлер, якобы считающийся человеком Бориса Березовского. В России интересы S.P.I. представляет ЗАО "Союзплодимпорт".

Газета