11.06.2004

Торговлю вывесками поставили на поток



Впервые в России появилась фирма, продающая франшизы - права на открытие торговых точек и пунктов общественного питания под торговыми марками российских и зарубежных сетевых компаний. Консалтинговая группа «Магазин готового бизнеса» (МГБ) начала предлагать такие услуги в мае. Однако особого спроса новая форма отношений среди продавцов и покупателей вывесок не вызвала. За месяц к помощи МГБ прибегло только три компании. Участники рынка объясняют это тем, что продажа бренда - процесс тонкий и не терпящий участия посредников.

Развитие франчайзинга (продажа права на использование фирменной вывески) среди торговых и ресторанных сетей в России началось около трех лет назад. Для многих именитых розничных компаний это стало альтернативным способом дальнейшего продвижения в Москве и регионах собственной торговой марки. В условиях острого дефицита торговой недвижимости франчайзинг стал единственным способом развития без покупки новых объектов. До сих пор торговые и ресторанные сети, а также компании самостоятельно искали инвесторов, заинтересованных в открытии магазинов под их логотипом.

Новое слово в российском франчайзинге решила сказать консалтинговая группа «Магазин готового бизнеса» (МГБ), обязующаяся взять на себя решение всех проблем, связанных с продажей франшиз. По информации ГАЗЕТЫ, МГБ предлагает инвесторам права на использование торговых марок сетей шведских ресторанов Wokie Dokie (по данным МГБ, ее франшиза оценивается в 150 тыс. долларов), туристического агентства «Путевочка» (15 тыс. долларов) и сбытовой сети 'Акварт' (20 тыс. долларов). Специалисты группы будут не только подыскивать для торговых сетей потенциальных «покупателей вывесок», но и заниматься поиском подходящих торговых компаний для региональных инвесторов. По словам представителя МГБ Владислава Кочеткова, сейчас в России практически нет компаний, которые занимаются услугами франчайзинга, и спрос на такого рода услуги неудовлетворен.

Сегодня по этой системе в России работают около 40 компаний, в основном ресторанные и торговые сети. «Правда, оценить российский рынок франчайзинга сегодня невозможно из-за того, что торговля вывесками никак не регистрируется», - объяснили ГАЗЕТЕ в Российской ассоциации франчайзинга (РАФ). В США же годовой объем розничных продаж в сфере франчайзинга в денежном выражении составляет около 1 триллиона долларов. Там идея франчайзинга стала особенно популярна после окончания Второй мировой войны, когда с фронта вернулась многомиллионная американская армия. Десятки тысяч рядовых граждан, желая обзавестись собственным делом, стали приобретать франшизы известных фирм и открывать свои предприятия. На этой волне и появились агентства, занимающиеся поиском инвесторов. Они помогали начинающим бизнесменам вкладывать их капитал в торговый бизнес. Франчайзинг произвел настоящую революцию среди послевоенного поколения американцев. «Сегодня же в США к франчайзинговым консультантам в основном обращаются состоятельные адвокаты и врачи, желающие, чтобы их жены не скучали дома, а могли заняться каким-нибудь торговым бизнесом», - рассказал ГАЗЕТЕ генеральный директор британского маркетингового агентства Advinter Ян Шайер.

Впрочем, российские ритейлеры не уверены, что американская история получит свое продолжение в России. 'Мы рассматриваем франчайзинг как наиболее интересный вариант развития нашей сети в регионах. Пока в нашей компании не создан такой отдел и нет специалиста, который бы занимался поиском потенциальных франчайзи. В любом случае, это был бы человек внутри компании', - заявила ГАЗЕТЕ представитель сети 'Седьмой континент' Анна Зайцева. Подобного мнения придерживаются и их конкуренты. «Сегодня, наоборот, все стремятся избавляться от посредников, действовать напрямую. Такова общемировая тенденция. Крупные сетевые компании проблему поиска партнеров предпочитают решать самостоятельно. Все-таки фирма должна сама решать, кому отдавать в распоряжение свое имя, а кому нет», - подтвердил ГАЗЕТЕ директор общественных связей сети «Перекресток» Александр Бархатов.

СПРАВКА

Слово «франшиза» в буквальном переводе с французского означает «льгота», «привилегия». Такой привилегией французские монархи награждали своих подданных: разрешали им охотиться в своих лесах, торговать определенными товарами и держать ярмарки. Окончательно система франчайзинга оформилась в Европе в середине XIX века, когда известный производитель швейных машинок Singer начал продавать эксклюзивные права на продажу своей продукции непосредственным дистрибьюторам.

Газета