04.06.2004

Торговец оружием попался на "Матрешке". Выдан ордер на арест бывшего главы "Росвооружения"



Вчера прокуратура итальянского города Тренто выдала ордера на арест граждан России – бывшего гендиректора госкомпании по экспорту вооружений "Росвооружение" Евгения Ананьева и некоей Ольги Бельцовой. Они обвиняются в отмывании денег, полученных в качестве взятки при продаже в 1998 году трех истребителей МиГ-29 в Перу. Как считают итальянские финансовые полицейские, за эту сделку бывший глава "Росвооружения" господин Ананьев получил $18 млн. Евгений Ананьев, находящийся в России, скрывается от итальянского правосудия, а Ольга Бельцова взята в Италии под домашний арест.

       Глава операционного отдела финансовой гвардии города Тренто капитан Андреа Бергамо заявил вчера Ъ: "Сегодня утром арестована Ольга Бельцова. Она содержится под домашним арестом. Кроме того, выдан ордер на арест другого российского гражданина – Евгения Ананьева. Кроме того, арестован гражданин Италии Джулио Риццо. Они обвиняются в отмывании денег, полученных в качестве взятки при продаже трех российских самолетов в Перу".

           Евгений Ананьев родился в 1948 году в Москве. Окончил Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева и Финансовую академию при правительстве РФ. До 1991 года служил во внешней разведке, подполковник. В 1991-1992 годах – генеральный директор внешнеэкономической ассоциации ВЭАМ. В 1992-1993 годах – советник по экономическим вопросам генерального директора Московского авиационного производственного объединения (МАПО). С 1993 до августа 1997 года – председатель правления МАПО-банка. 21 августа 1997 года указом президента Бориса Ельцина назначен генеральным директором ФГУП "Росвооружение". 21 ноября 1998 года указом президента РФ освобожден от должности. В 1999 году в течение нескольких месяцев работал советником гендиректора другого спецпосредника в области военно-технического сотрудничества – ФГУП "Промэкспорт". "Промэкспорт" тогда возглавлял нынешний гендиректор ФГУП "Рособоронэкспорт" Сергей Чемезов.

       В 1998 году Перу закупила три подержанных истребителя МиГ-29. Сумма сделки составила $117 млн (при том, что рыночная цена одного нового истребителя составляет $20 млн). От имени правительства Перу контракт подписал Торрес Монтесинос. Официальным продавцом самолетов была Белоруссия, однако практически сразу после заключения сделки и поставки самолетов в зарубежной прессе появилась информация, что Минск в сделке выступил посредником, а собственно продавцом был российский госпосредник в области военно-технического сотрудничества компания "Росвооружение".

       В материалах, которые финансовая гвардия города Тренто обнародовала вчера, говорится, что проведенная ею операция под кодовым названием "Матрешка" стала итогом длительной работы следственных органов Италии. Это дело было начато в 2001 году их швейцарскими коллегами, которые заблокировали в банках Цюриха счета нескольких политиков и военных Перу, связанных с Монтесиносом. "Итальянская полиция действовала самостоятельно, без всякой помощи со стороны Швейцарии, в том числе и в ходе расследования,– сообщил вчера капитан Бергамо.– Евгений Ананьев продал Владимиро Монтесиносу Торресу три самолета МиГ-29, принадлежавших бывшей советской армии, за $117 млн, из которых $18 млн получил он лично. Из них $5 млн Евгений Ананьев поместил на счет в швейцарском банке Adamas в Лугано на имя Ольги Бельцовой. Затем они были переведены в итальянский банк Cariplo (его нынешнее название – Bank Inpisa). Полиция зафиксировала этот перевод и начала расследование.

       По распоряжению прокуратуры Тренто налоговая полиция финансовой гвардии отследила перемещения финансовых средств по многочисленным счетам участников этой истории. В результате были получены доказательства отмывания в Италии денег, полученных преступным путем. Итогом операции "Матрешка" стали аресты и конфискация виллы и автомобилей, которые принадлежат госпоже Бельцовой и господину Риццо. Господин Ананьев, находящийся в России, от итальянского правосудия скрывается.

       В пресс-службе "Рособоронэкспорта" (образован в ноябре 2001 года на базе "Росвооружения" и "Промэкспорта") вчера от комментариев по поводу дела с продажей МиГ-29 Евгением Ананьевым в Перу воздержались. В свою очередь, источник в "Рособоронэкспорте", попросивший не называть его имени, рассказал корреспонденту Ъ, что и у этой компании есть претензии к господину Ананьеву: "В 1998 году направление Латинской Америки курировал заместитель Евгения Ананьева Юрий Хозяинов (ныне заместитель директора Комитета по военно-техническому сотрудничеству РФ с иностранными государствами.–Ъ). Все же направление торговли оружием с зарубежными странами шло тогда через министра экономики Якова Уринсона (ныне заместитель председателя правления РАО 'ЕЭС России'.–Ъ). Однако сделкой с Перу занимался сам господин Ананьев. Деньги по контракту, видимо, пошли через подконтрольный Евгению Ананьеву МАПО-банк. С этим банком у 'Росвооружения' было еще несколько неприятных моментов. Так, господин Ананьев в бытность гендиректором 'Росвооружения' под непонятные и невыгодные для компании условия купил у МАПО-банка на $150-200 млн векселя. Потом банк обанкротился. Но до сих пор этот долг регистрирует Счетная палата".

       Разыскать самого Евгения Ананьева, как и итальянской финансовой гвардии, корреспондентам Ъ вчера не удалось: общавшиеся с ним российские специалисты в области военно-технического сотрудничества сообщили Ъ, что господин Ананьев не выходил на связь последние полтора года.

    Чем прославился Евгений Ананьев

Сразу после назначения на пост главы "Росвооружения" в августе 1997 года Евгений Ананьев предложил Эквадору, который намеревался купить партию истребителей Су-27, приобрести вместо них самолеты МиГ-29. Разгорелась лоббистская война между производителями "Су" и "МиГов", в результате которой Эквадор вообще отказался от сделки и начал переговоры о покупке самолетов "Сухого" на Украине. Только после ухода господина Ананьева из "Росвооружения" (27 ноября 1998 года) Эквадору были поставлены восемь истребителей Су-27 из наличия ВВС России.

В 1997 году объем экспорта российского оружия упал на 27% и составил $2,6 млрд (в 1996 году – $3,56 млрд), из них по линии "Росвооружения" было получено около $2 млрд. В 1998 году объем российского оружейного экспорта составил $2,3 млрд.

Летом 1998 года проверку "Росвооружения" провело главное контрольное управление администрации президента. Результаты проверки были засекречены, однако в СМИ попали различные факты финансовых нарушений со стороны руководства компании. Так, в начале 1998 года Евгений Ананьев разместил средства "Росвооружения" в размере $31 млн в МАПО-банке, руководителем которого он был до назначения в госкомпанию. Проверки установили, что средства были помещены в банк по крайне низкой ставке – 5,5% годовых, что привело к большим убыткам государства. Еще порядка $40 млн было переведено в ОВВЗ и переведено в уставный капитал дочерних предприятий компании или прокручено через МАПО-банк. Проверка также установила, что на личную охрану Евгения Ананьева "Росвооружение" тратило $85 тыс. ежемесячно. Более $500 тыс. было потрачено на оборудование директорского спецблока в офисе компании.

В октябре 1999 года Евгений Ананьев фигурировал в направленном Генпрокуратурой премьер-министру Евгению Примакову "списке лиц, на которых в правоохранительных органах накоплены компрометирующие материалы уголовно-процессуального характера".

Кому продавал самолеты Евгений Ананьев

От имени перуанского правительства сделку по закупке российских "МиГов" курировал Владимиро Ленин Монтесинос Торрес, который в течение десяти лет возглавлял мощнейшую перуанскую спецслужбу – Национальную службу разведки – и считался серым кардиналом при президенте Альберто Фухимори. Неприятности господина Монтесиноса (равно как и президента Фухимори) начались в сентябре 2000 года, вскоре после того, как Альберто Фухимори в нарушение конституции в третий раз подряд выставил свою кандидатуру на президентских выборах и победил (как утверждает оппозиция, путем подтасовки результатов голосования). Тогда центральное телевидение Перу показало видеозапись передачи главой разведки взятки в $15 тыс. одному из оппозиционных конгрессменов. Примечательно, что сам господин Монтесинос в те дни находился в Москве и вел переговоры по вопросам закупки российского оружия. Разразился скандал. Глава разведки был уволен, президент Фухимори ушел в отставку. Оба скрылись за границей (Владимиро Монтесинос в Венесуэле, Альберто Фухимори – на своей исторической родине в Японии) и были объявлены в международный розыск.

Дальнейшая судьба президента и его ближайшего сподвижника сложилась по-разному. Альберто Фухимори до сих пор остается в Японии, и власти этой страны отказываются его выдать. Владимиро Монтесиноса власти Венесуэлы выдали властям Перу летом 2001 года. Через год суд приговорил его к девяти годам за незаконный захват руководства разведкой. Господин Монтесинос до сих пор находится за решеткой, и дело против него не закончено. Всего против него было выдвинуто порядка 70 обвинений: в подкупе должностных лиц, взяточничестве, торговле наркотиками, создании "бригад смерти" и так далее. По некоторым пунктам обвинения Владимиро Монтесиносу грозит смертная казнь.

Русские дела, проигранные в Италии

15 марта 1997 года в итальянском Мадонна-ди-Кампильо по подозрению в причастности к так называемой русской мафии были арестованы четверо россиян, в том числе "авторитетный" предприниматель Юрий Есин. Обвинение строилось на данных, полученных в результате прослушивания телефонов задержанных. Однако римский суд признал постановление о прослушивании телефонов "лишенным оснований" и аннулировал его. Дело против россиян развалилось, они были высланы из страны.

31 июля 2002 года по запросу прокуратуры Нью-Йорка в Италии арестован российский гражданин Алимжан Тохтахунов (Тайванчик). Американские власти обвинили Алимжана Тохтахунова в том, что он путем воздействия на судей помог выиграть золотую медаль французской паре фигуристов Марине Анисиной и Гвендалю Пейзера на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити. Дело основывалось на данных прослушивания разговоров господина Тохтахунова с рядом спортивных чиновников и фигуристов. В апреле 2003 года МОК официально признал, что Алимжан Тохтахунов никакого отношения к сговору и подкупу судей не имел. Кассационный суд Италии в июне 2003 года отказал американцам в выдаче господина Тохтахунова, бизнесмен вернулся в Россию.

В январе 2003 года в итальянском Турине было передано в суд уголовное дело о попытке незаконной поставки оружия из Украины в Югославию в 1994 году, по которому проходили тогда предприниматель, а впоследствии сенатор от Чувашии Леонид Лебедев и еще несколько граждан РФ, Италии и Украины. Судно с оружием на борту, к которому, по версии следствия, они имели отношение, было задержано в марте 1994 года в международных водах канала Отранто кораблями НАТО. 17 января 2004 года суд Турина вынес оправдательный приговор в связи с отсутсвием самого события преступления.


КОНСТАНТИН Ъ-ЛАНТРАТОВ, АННА Ъ-ВОЛКОВА, БОРИС Ъ-ВОЛХОНСКИЙ


КоммерсантЪ