04.06.2004

Газеты обречены стать таблоидами



В схватке за своих читателей газетный мир демонстрирует чудеса бизнес-изобретательности. Последним оплотом, который должен пасть под требованиями аудитории, станет формат газеты. По логике бизнеса все "большие" газеты должны уменьшить свои размеры. Или уйти в историю.

Не спешите нас хоронить. Так можно определить главную мысль доклада, подготовленного Мировой ассоциацией газет (World Association of Newspapers - WAN). Доклад представлен на проходящих в Стамбуле Всемирном газетном конгрессе и Всемирном форуме редакторов. 1300 редакторов и издателей из 88 стран мира обсуждают проблемы некогда всемогущей власти печатного слова.

Доклад выявил мировой газетный парадокс. При сокращении общего тиража газет совокупные рекламные доходы этого сектора рынка выросли. И по прогнозам доклада стабильный рост доходов сохранится до 2006 года. Но за общей благостной картиной скрываются "упрямые частности". Основной рост обеспечили неразвитые или развивающиеся рынки, а также сектор бесплатных газет. Динамика последних особенно впечатляет - только по итогам 2003 года число бесплатных ежедневных газет выросло на 16%. Именно бесплатные газеты стали главным раздражителем для устоявшегося рынка прессы. В борьбе с ними широкополосные издания применили последний ход - смену формата. В полной мере сражение развернулось пока на территории самого конкурентного рынка прессы - британского. Совсем недавно в таблоидный формат перешла Independent, уже половину своего тиража печатает лондонская Times и готовится к переходу самая читаемая в Британии Daily Telegraph. "Это совершенно неизбежный процесс, и уже очень скоро мы увидим таблоидную версию Financial Times, - уверен эксперт агентства ZenithOptimedia Group Адам Смит, - мы не знаем пока коммерческих итогов этого перехода, но есть такое ощущение, что для лондонской Times это принесет убытки". И тем не менее такой переход, по мнению аналитика, - историческая неизбежность.

Веб-версии газет стали еще одним полем для бизнес-экспериментов. Здесь пытаются публиковать нормальную газету, а не просто тексты. В Британии на таком формате уже работает The Guardian, но пока бесплатно. "Это ключевое понятие во всей веб-схеме, - говорит Адам Смит, - как только "Гардиан" потребует оплату, она утратит меня в качестве читателя".

"Последние наши исследования показали, что в России интернет-аудитория имеет очень важное маркетинговое значение, - говорит Екатерина Ерошкина, эксперт из агентства "Комкон-Медиа". - Представители среднего класса, читающие сайты газет, переходят постепенно в категорию покупателей газеты". Еще одно важное открытие "Комкона" - российские интернет-читатели ищут на сайтах газет серьезную информацию. Пока же в России число ежедневных изданий только растет. Если в 2001 году их было 222, то в 2003 году их стало уже 428 - то есть почти в два раза больше. Но рекламные потоки уходят из российского газетного мира. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), темпы роста газетной рекламы - самые низкие на всем российском медиа-рынке.

Исключение на мировом медиа-рынке - Япония. Здесь издается самая массовая в мире газета - Yomiuri Shimbum, 14 млн копий которой продается в Стране восходящего солнца. Говорит известный российский эксперт по Японии Всеволод Овчинников: "Япония - единственная страна в мире, где серьезные политические газеты - лидеры рынка, а бульварные - его аутсайдеры". Среди причин, которые могут объяснять этот поразительный факт, Овчинников указывает на уровень общего образования в стране и островной характер японской цивилизации. "Уже в начале ХХ века грамотность в стране стала правилом, - считает политический обозреватель, - и это, безусловно, повлияло на тенденции общего культурного развития". "Островной характер цивилизации придал дополнительный импульс к формированию интереса к тому, что происходит за границами страны. В итоге, к примеру, профессиональными переводами российской литературы здесь занимаются 20-30 человек. Это едва ли не больше, чем общее число японских писателей", - рассказывает Всеволод Овчинников.

Известия