03.06.2004

Дешевые билеты разорят дискаунтеров



Лидер по продажам дешевых билетов ирландская авиакомпания Ryanair столкнулась с проблемами – вместо традиционной прибыли в первом квартале она показала потери. Финансовый итог первого квартала 2004 года войдет в историю Ryanair как первый случай убытков со дня выхода компании на биржу в мае 1997 года.

Ryanair – крупнейшая авиакомпания-дискаунтер в Европе. Образована в 1985 году. 74 самолета компании совершают полеты по 154 маршрутам в 84 пункта назначения в 16 странах. В 2003 финансовом году (закончился 31 марта) услугами Ryanair воспользовались 23,13 млн пассажиров. Прибыль компании составила €226,6 млн. В 2004 году Ryanair планирует перевезти 28 млн пассажиров.

Крупнейшая авиакомпания-дискаунтер Европы ирландская Ryanair впервые за последние семь лет понесла убытки. В первом квартале этого года они составили €3,3 млн. Год назад за тот же период чистая прибыль авиакомпании равнялась €45,3 млн.

Причины убытков заключаются в снижении цен на билеты одновременно с ростом инвестиций, направленных на расширение сети маршрутов. Глава Ryanair Майкл О'Лири объяснил потери компании «неблагоприятной ситуацией на рынке», которая, среди прочего, была обусловлена «войной в Ираке, атаками террористов, значительным увеличением цен на нефть и напряженной ценовой войной».

Что касается последней причины, то Ryanair действительно была вынуждена снизить тарифы (в среднем на 14%) в связи с жесткой конкуренцией со стороны других дискаунтеров, прежде всего Easyjet. Однако теперь конкуренция существует не только между низкобюджетниками – их агрессивная тарифная политика вынуждает снижать цены дорогие традиционные авиакомпании, такие как, например, British Airways, Iberia и т.д.

Последние предпринимают усилия по удешевлению билетов при одновременном повышении качества обслуживания пассажиров. Ярким тому примером может служить испанская Spanair, которая предлагает своим клиентам бизнес-класс по цене эконома, а также компенсирует стоимость перелета в случае задержки вылета более чем на 15 минут.

Проблемы с доходами начались у ирландского дискаунтера не вчера. В 2003 году прибыль Ryanair сократилась на 5% – с €239,4 млн до €226,6 млн, несмотря на рост выручки на 28%, которая составила €1,074 млрд против €842,5 млн.
Прошлый год стал для Ryanair знаковым: впервые компания не смогла добиться увеличения прибыли. А первый квартал этого года и вовсе закрепил негативную тенденцию: Ryanair сработала с убытками – также впервые за все время котировок ее акций на бирже с мая 1997 года.

28 января, когда Ryanair объявила о возможном падении прибыли на 10% в связи со снижением цен на билеты, ее акции подешевели сразу на 30%. В текущем финансовом году авиакомпания надеется увеличить количество пассажиров приблизительно на 20%, хотя и признает, что средний доход с клиента уменьшится на 10% в летний период на на 20% в «низкий сезон». Несмотря на объявленные убытки, Ryanair превзошла прогнозы аналитиков, которые прочили ей потери в €11,8 млн. Этого не случилось благодаря росту выручки в первом квартале на 16% до €222,8 млн. В результате во вторник акции компании выросли на 0,68%.

Любопытно, что полтора месяца назад глава Ryanair О'Лири на вопрос журналистов о том, правы ли конкуренты, утверждая, что его фирма получает все меньше доходов от полетов и все больше от разного рода финансовых и рекламных операций, отреагировал весьма эмоционально: «Это полная ерунда. Если наши конкуренты так же мало понимают в авиабизнесе, как в финансах, то неудивительно, что они все не вылезают из убытков. Наш бизнес – это полеты, и так будет всегда. Единственное, что изменится, – это цены, причем в сторону понижения, этого мы должны добиться во что бы то ни стало. А наши конкуренты, когда не могут больше с нами тягаться, начинают с нами судиться. Мы все равно их всех задавим. То есть пара больших трансконтинентальных компаний, пожалуй, выживет, но из авиадискаунтеров – только одна. Мы!»

У главного конкурента Ryanair – британской бюджетной компании Easyjet – дела также идут не слишком хорошо. За первые шесть месяцев финансового года (заканчивается 30 сентября 2004 года) ее убытки до налогообложения составили €27,3 млн, увеличившись на 24,2% по сравнению с тем же периодом годом ранее.

Газета.RU