02.06.2004

Автолюбителям придется потратиться. Московские АЗС грозят в июне повысить цены на 8-12проц.



Александр Тутушкин
Олег Митяев

Москве и Московской области грозит новое удорожание бензина. Только в этом месяце столичные АЗС грозятся повысить цены на свою продукцию на 8-12% в зависимости от марки. Эксперты прогнозируют, что цены остановятся только к осени, когда спрос на топливо снизится. Впрочем, заправщики не исключают, что бензин перестанет дорожать раньше — если потребители не смогут покупать его по новым ценам.

Как рассказал “Ведомостям” исполнительный директор Московской топливной ассоциации (МТА) Григорий Сергиенко, на этой неделе в регионе прошло очередное повышение оптовых цен на топливо. Бензин марки Аи-92 подорожал с 13 125 руб. до 13 400 руб. за тонну, Аи-95 — с 14 150 руб. до 14 300 руб. за тонну. При этом, отмечает собеседник “Ведомостей”, рост оптовых цен идет непрерывно с начала марта и составляет примерно 100-300 руб. за тонну в неделю. Между тем розничные цены с третьей декады апреля практически стояли на месте и только месяц спустя повысились на 15-20 коп. за литр. Теперь же, говорит Сергиенко, “запас прочности” у розницы иссяк, и торговцы начинают повышать цены. По его оценке, в течение этой недели низкооктановый бензин на столичных заправках подорожает на 40 коп. за литр (на 4%), а высокооктановые — на 30 коп. (на 2,5%).

По данным центра исследования нефтяного рынка “Кортес”, с начала мая мелкооптовые рыночные цены в Москве и области уже выросли: на низкооктановые бензины — на 3,4%, на Аи-92 — на 6,7% и на Аи-95 — на 6,3%. Сотрудник “Кортеса” отмечает, что объемы нефтепродуктов на нефтебазах, закупленные еще в апреле по менее высоким ценам, закончились, поэтому вслед за оптовыми ценами будут повышаться и розничные.

Григорий Сергиенко говорит, что оптовые цены на нефтепродукты растут из-за дефицита топлива и высокой стоимости нефти на внутреннем рынке. “Если в конце апреля тонна сырья стоила 3350-3500 руб., то через месяц — уже 3900-4300 руб., — говорит глава МТА. — Это результат безудержного роста экспорта”.

Об этом же говорит и представитель Московской нефтегазовой компании (контролирует Московский НПЗ и сеть АЗС в Москве). Он напоминает, что за прошлый год “Транснефть” увеличила мощности нового экспортного маршрута — Балтийской трубопроводной системы — с 12 млн т до 42 млн т. Собеседник “Ведомостей” также напоминает, что в весенне-летний сезон значительно улучшились условия для экспорта нефти железнодорожным и водным транспортом. “На фоне очень высоких мировых цен это породило дефицит нефти на внутреннем рынке”, — говорит он.

По мнению собеседника “Ведомостей”, поскольку снижения мировых цен пока не предвидится, цены будут расти и дальше, пока не натолкнутся на потолок платежеспособного спроса. “Возможно, он уже близок, — говорит представитель МНГК. — В мае мы повысили цены на своих заправках примерно на 30 коп., но на некоторых из них после этого упал объем продаж. Пришлось пойти на некоторое снижение”. А по оценкам МТА, цены на низкооктановый бензин могут в июне возрасти на 12,3%, на Аи-92 — на 8,7%, а на Аи-95 — на 8%. Сейчас литр топлива этих марок в среднем по Москве стоит 9,75 руб., 12,64 руб. и 13,64 руб. соответственно.

Аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров также говорит, что цены на бензин растут из-за увеличения экспорта нефти и сезонного повышения спроса на нефтепродукты. Рост цен, по его мнению, прекратится осенью. Но Нестеров также указывает на психологический фактор: доходы у людей растут, но тратить они склонны столько же, сколько и прежде. Именно поэтому, говорит эксперт, многих американцев повергла в шок цена в $2 за галлон. “Но если они учтут фактор инфляции и посчитают все в „чистых“ долларах, то поймут, что платят за бензин меньше, чем 20 лет назад”, — полагает эксперт.


ВЫГОДНЫЙ БИЗНЕС

Нефть и нефтепродукты дорожают и в США. 24 мая биржевые цены в Нью-Йорке достигли исторических максимумов: фьючерсы на нефть подорожали до $41,72 за баррель, а фьючерсы на бензин — до $1,46 за галлон. Цена на нефть по сравнению с концом прошлого года выросла примерно на 25%, а на бензин — более чем на 50%. Сейчас НПЗ США получают самые большие прибыли за последние 15 лет. По мнению аналитиков, это стало результатом сокращения нефтеперерабатывающих мощностей, произошедшего из-за крупных слияний в нефтяном секторе в 1990-х гг. Число американских НПЗ упало за последние 20 лет примерно на две трети до 150 заводов, а их общая производительность снизилась с 19,78 млн баррелей в день в начале 1990-х гг. до менее 18 млн баррелей. При этом американские НПЗ вряд ли способны направить крупные инвестиции в расширение производства, так как они уже потратили $20 млрд на модернизацию из-за ужесточившихся экологических норм.



Ведомости