31.05.2004

Политика вперемешку с бизнесом. Российские госкомпании готовятся к приобретениям в Грузии



Смена власти в Грузии облегчила российскому бизнесу выход на рынки этой страны. Первыми о готовящихся приобретениях в Грузии объявили госкомпании — Внешторгбанк и “Аэрофлот”.


О грядущем вхождении ВТБ в капитал Объединенного грузинского банка (ОГБ) объявил сам президент республики Михаил Саакашвили. На состоявшейся в пятницу в Тбилиси первой российской бизнес-конференции он призвал наших бизнесменов инвестировать в Грузию и привел им в пример Внешторгбанк, передает агентство “Прайм-ТАСС”.

Примеру госбанка (почти 100% акций ВТБ принадлежит правительству) последовал и национальный авиаперевозчик. По данным агентства, на той же конференции гендиректор “Аэрофлота” (государству принадлежит 51,2% акций) Валерий Окулов сообщил о переговорах насчет приобретения 100% акций национального авиаперевозчика “AirZena — Грузинские авиалинии”.

Ни ВТБ, ни “Аэрофлот” не уточняют условия сделок. В заявлении Внешторгбанка говорится лишь, что речь идет о покупке контрольного пакета акций ОГБ.

В сделках обеих госструктур есть и коммерческая, и политическая составляющие. “В какой-то степени это еще и предмет политических соглашений. В авиации без политики не обходится”, — говорит заместитель гендиректора “Аэрофлота” Лев Кошляков. А старший вице-президент ВТБ Алексей Акиньшин объясняет интерес к Грузии так: “Если Россия считает этот регион входящим в сферу своих экономических интересов, она не может не участвовать в его развитии”. “Аэрофлот” заинтересован в экспансии на рынки СНГ, говорит Кошляков.

До сих пор единственным приобретением “Аэрофлота” была покупка в 2000 г. “Донских авиалиний”, напоминает начальник аналитического отдела банка “Зенит” Сергей Суверов. “Думаю, „Аэрофлот“ покупает „Грузинские авиалинии„ по указке сверху и цель этой сделки прежде всего геополитическая, а не бизнесовая“, — говорит аналитик. Михаил Кошман, директор по сервису и коммуникациям авиакомпании „Сибирь“, которая в 2002 г. купила армянского перевозчика Armavia, отказался комментировать планы “Аэрофлота”.

А в действиях ВТБ, несмотря на политическую составляющую, все-таки превалирует экономика, полагает ведущий исследователь Института мировой экономики и международных отношений Игорь Доронин. Он отмечает, что “многие российские компании сейчас осваивают рынки СНГ, поскольку с этими территориями сохранились связи и контакты”. А сейчас удачный момент для экспансии в Грузию, поскольку новая власть пользуется поддержкой населения и “стремится укрепить экономику за счет благоприятного климата”.

Приглядывается к грузинскому рынку и Сбербанк, говорит зампредседателя правления Александр Захаров, но покупка или учреждение дочернего банка — вопрос не сегодняшнего дня. Пока Сбербанк пытается наладить с грузинскими коллегами систему денежных переводов для населения. А вице-президент Банка Москвы Андрей Лапко считает приход в Грузию российских банков неизбежным.


ОТВЕТНЫЙ ВИЗИТ

Грузинский ТВС-банк, на который приходится более четверти активов банков Грузии, планирует до конца года открыть дочерний банк в Москве, сообщил агентству “Прайм-ТАСС” президент банка Вахтанг Буцхрикидзе. 45% акций самого ТВС-банка принадлежит Soros Investment Capital, по 10% — IFC и немецкому инфестфонду DEG.



Ведомости