27.05.2004

Спрос на российских программистов вырастет



"Известия" уже писали о том, что США потеряли за последние три года 160 тыс. рабочих мест программистов из-за развития офшорного программирования. Прогноз на будущее и вовсе обескураживает: к 2015 году из США "утечет" 3.4 млн. вакансий. Часть из них могут "освоить" российские программисты.

Крупным компаниям выгодно нанимать специалистов, проживающих в странах с дешевой рабочей силой. Традиционным поставщиком "офшорных" работников является Индия, однако стоимость труда индийских программистов растет на 15% в год. Поэтому американские компании начинают присматриваться к Китаю, Мексике и России.

Исследовательская компания Forrester Research сделала прогноз, согласно которому к 2015 году 3.4 млн. американских рабочих мест переместится в более дешевые страны. Прежний прогноз был не столь пессимистичным - считалось, что этот показатель не достигнет миллиона человек. В основном это касается оказания информационных услуг и разработки программного обеспечения - современные средства связи позволяют работать в удаленном режиме. Возник даже специальный термин "офшорное программирование", означающий разработку программ по техническому заданию заокеанского заказчика. Главным поставщиком таких услуг до недавнего времени была Индия - оборот этой отрасли составляет около $20 млрд. в год. Рост "зарубежного" персонала ИТ-компаний приведет к сокращению американских рабочих мест. Сейчас в США идет дискуссия о необходимости защитить своего программиста.

ИТ-индустрия уже испытывала на себе последствия массовых сокращений рабочих мест. Весной 2000 года так называемый "интернет-пузырь" лопнул - число виртуальных порталов, магазинов, информационных сервисов тогда резко сократилось, что чуть позже повлияло и на всю ИТ-индустрию: продажи компьютерной техники и ПО стали падать. Правда, благодаря этому падению и появилась идея "аутсорсинга" - кого-то из ИТ-персонала, иностранных работников в том числе, уволили из штата, но затем стали набирать сотрудников как "внешних" работников. Именно тогда та же Индия сумела создать образ интеллектуального резерва развитых стран. Однако сейчас в самой Индии разгорелась дискуссия об эффективности такого бизнес-метода - возможностью удаленной интеллектуальной работы может воспользоваться лишь незначительная часть населения. Офшорная деятельность практически никак не влияет на экономику страны - налоги платятся минимальные, а получаемый программный продукт не используется внутри страны. К тому же программисты, повысившие квалификацию при работе "на заграницу", стремятся уехать из страны.

В России офшорное программирование делится на две части - официальное и не очень. Первое развивают как мировые компании (Intel, Motorola, Sun, Hewlett-Packard), создавая в России отделы по разработке ПО и нанимая российских программистов, так и отечественные предприятия, специализирующиеся в изготовлении софта на заказ (Luxoft, Spirit, Лаборатория Касперского, ABBYY, TopS BI, "Оптима" etc.). Причем не всегда эти центры расположены в Москве - иностранным компаниям дешевле нанять провинциальных программистов. Второе направление развивается менее легально. По крайней мере налоговые органы зачастую не подозревают о такой деятельности.

В Альянсе разработчиков ПО "Силиконовая тайга" (назван по аналогии с Силиконовой долиной - так в России иногда называют калифорнийскую Кремниевую долину) "Известиям" рассказали, что российские программисты давно используют возможность работать на крупные ИТ-компании - как правило, американские. Этот рынок оценивается примерно в $400-500 млн. в год. При этом зачастую официально наши специалисты не являются российскими или не работают с компаниями из США напрямую. Дело в том, что российские программисты достаточно сильно "отпиарены" в США, однако их имидж зачастую отрицателен - общественное мнение считает их всех хакерами. Американские компании официально остерегаются нанимать наших "удаленных" программистов, однако качество и стоимость их работы вполне устраивают работодателя. Поэтому с молчаливого согласия главного заказчика организуется схема, по которой российский программист работает на европейскую компанию, а она, в свою очередь, официально контактирует с американской ИТ-компанией. С оплатой российского удаленного труда тоже проблем не возникает: на имя руководителя группы заводится кредитная карточка, с ним заключается временное трудовое соглашение, и налоги платятся в Европе. Далее "старший программист" снимает деньги в России в банкомате и раздает своим сотрудникам.

Насколько распространена такая практика, точно неизвестно. Во всяком случае, как сообщил пожелавший остаться неизвестным источник "Известий" в крупной российской софтверной компании, она типична.

Финансовые известия