26.05.2004

ЕБРР поможет авиаторам. Он ввезет в Россию самолеты на $60 млн



Андрей Лемешко

         Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Райффайзенбанк намерены профинансировать ввоз в Россию подержанных самолетов. Они собираются закупить иномарки на сумму $60 млн и сдать их в лизинг российским авиакомпаниям, готовым уплатить все таможенные и налоговые платежи за импортные самолеты.

        Как сообщается на сайте Европейского банка реконструкции и развития, 22 июня совет директоров банка рассмотрит совместный с Райффайзенбанком проект по финансированию ввоза в Россию подержанной авиатехники. Общая стоимость проекта составляет $60 млн, на которые будут закупаться самолеты. Предполагается, что ЕБРР предоставит до $40 млн из этой суммы, а оставшуюся часть - Райффайзенбанк. На сайте ЕБРР указывается, что в проекте также участвует некая авиастроительная компания. "Мы пока не можем объявить, кто этот производитель", - говорит пресс-секретарь ЕБРР Ричард Уоллис.

        Он указывает, что российские авиастроители пока не могут предоставить авиакомпаниям новую авиатехнику. Но рост пассажиропотока требует от авиакомпаний обновления парка. В то же время на рынок внутренних перевозок стремятся западные авиакомпании, и Уоллис уверен, что инициатива ЕБРР позволит российским авиаперевозчикам на равных конкурировать с ними. По его словам, со временем лизинговая программа с участием ЕБРР может распространиться и на новую российскую авиатехнику, если она получит сертификацию по международным стандартам.

        Гендиректор компании "Райффайзен-лизинг " Ростислав Футало указывает, что программа рассчитана на поставку самолетов ряду отечественных авиакомпаний, специализирующихся на перевозках на сравнительно небольшие расстояния. Он отмечает, что организованная банками схема предусматривает выплату всех необходимых налоговых и таможенных платежей за ввозимые в Россию иномарки. В то же время он подчеркивает, что главный критерий участия в этом проекте - коммерческая привлекательность. Футало уверен, что этот проект выгоден для лизингополучателей даже с учетом выплаты всех налоговых и таможенных платежей. По его словам, сумма в $60 млн отражает потребности авиакомпаний, с которыми уже достигнута предварительная договоренность о сдаче им в лизинг авиатехники.

        Чиновник Минтранса отмечает, что мировой кризис на рынке авиаперевозок значительно удешевил стоимость новой авиатехники и ведущие авиакомпании стремятся обновить свой парк. В результате, говорит он, на рынке сложился переизбыток подержанной авиатехники и поэтому возможность поставки ее на российский рынок выглядит привлекательной для западных компаний. В то же время, уверен собеседник, подержанная западная авиатехника будет пользоваться спросом, поскольку ее эксплуатация для авиакомпаний экономически более выгодна.

        Игорь Блинов, представитель Utair, подтверждает, что его авиакомпания испытывает большую потребность в обновлении парка ближнемагистральных и региональных самолетов. Он указывает, что сейчас компания проводит тендер на закупку пяти региональных самолетов, в котором участвует французская ATR, ирландская лизинговая компания Magellan с самолетами ATR-42 и канадская Bombardier с самолетами DASH-8. Представители авиакомпаний "Сибирь" и "Красэйр", напротив, говорят, что их компании развивают дальние перевозки и заинтересованы в закупках дальнемагистральных судов.

        Елена Сахнова из ОФГ уверена, что закупка западной подержанной авиатехники может позволить авиаперевозчикам решить проблему обновления парка ближнемагистральных самолетов. Она указывает, что основа парка ближнемагистральных перевозок - самолеты Ту-134 сейчас активно выводятся из эксплуатации и российские авиастроители пока не подготовили замену. Впрочем, она опасается, что масштабные закупки подержанных самолетов на Западе может существенно осложнить продвижение новых образцов российской авиатехники.

        ИНОМАРКИ УЖЕ В РОССИИ: Российские авиакомпании уже имеют опыт приобретения подержанных иномарок. В начале года компания "Центр-Капитал" купила у германской Thomas Cook AG 12 самолетов Boeing-757-200, которые, как предполагается, будет эксплуатировать авиакомпания "ВИМ-Авиа". На нынешней неделе "КрасЭйр" может получить два Boeing-767, сообщает "Интерфакс". Самолеты, выпущенные в 1984 г. , авиакомпания взяла в операционный лизинг сроком на пять лет. О планах взять в лизинг два подержанных самолета A310 недавно объявила авиакомпания "Сибирь".



Источник: Ведомости