24.05.2004

Минфин России указал, как начислять налоги при рекламной раздаче товаров



Во время различных рекламных кампаний - выставок, ярмарок, распродаж и т. п. - многие фирмы бесплатно раздают посетителям сувениры, в том числе и свою продукцию. Так вот, Министерство финансов РФ выпустило 31 марта 2004 года письмо № 04-03-11/52, где утверждает, что такая операция облагается НДС как безвозмездная передача. Причем налог надо начислить исходя из рыночных цен.

Сразу скажем, что с данной позицией чиновников мы не согласны. В такой ситуации раздача товаров - лишь рекламные расходы фирмы в рамках производственной деятельности. К тому же здесь нельзя зафиксировать момент перехода права собственности, а уж тем более подтвердить это документами. Поэтому в данном случае говорить о безвозмездной передаче, которая облагается НДС согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ, нельзя.

И еще один важный момент. Есть официальное письмо УМНС России по г. Москве от 31 июля 2001 г. № 02-14/35611 (оно издано на основе закрытого письма МНС России от 2 июля 2001 г. № 01-4-03/858-Т245), где прямо сказано, что "стоимость рекламных материалов, сувениров, образцов выпускаемой продукции, стоимость призов и т. д. относится на издержки производства и обращения как расходы по рекламе, обороты по передаче во время проведения массовых рекламных кампаний не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость". Таким образом, налоговики четко выразили позицию: с рекламной продукции НДС платить не надо.

Что это дает налогоплательщикам? А то, что если фирма поступит так, как написано в официальных разъяснениях налоговых органов, то оштрафовать за такие действия ее уже не смогут. Об этом прямо сказано в подпункте 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ.

Вышесказанное подтверждается и судебной практикой - например постановлением ФАС Московского округа от 19 августа 2003 г. № КА-А40/5796-03П. В нем судьи признали, что расходы на рекламу не могут быть квалифицированы как безвозмездная передача. Кроме того, суд учел, что фирма действовала на основании разъяснений налоговиков, а потому, согласно статье 111 Налогового кодекса РФ, ее вина исключается.

Письмо Минфина России от 31 марта 2004 г. № 04-03-11/52 "О налоге на добавленную стоимость" опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" № 19, 2004, а также в журнале "Документы и комментарии" № 10, 2004.

glavbukh.ru