13.05.2004

Подержанные иномарки стремительно отступают. Россияне отдают предпочтение новым машинам



Елена Виноградова

         Подержанные иномарки сдали позиции на российском рынке. По данным PricewaterhouseCoopers, их ввоз в Россию в первые месяцы 2004 г. сократился более чем в два раза по сравнению с началом прошлого года. Эксперты уверены, что тенденцию к уменьшению импорта подержанных машин в ближайшие пять-семь лет не остановить. Они считают, что главную роль на российском рынке будут играть новые иномарки, а "секонд-хэнд" будет актуален главным образом для любителей экзотики.

        Количество ввозимых в Россию подержанных автомобилей в I квартале 2004 г. резко сократилось - до 41 000 единиц против 85 000 единиц за соответствующий период прошлого года, отмечает в недавно обнародованном исследовании российского автомобильного рынка Price waterhouseCoopers. По данным PwC, объем этого рынка в январе - марте 2004 г. составил $400 млн. Всего же, полагают эксперты компании, за этот период в России продано 328 000 легковых автомобилей на $3 млрд.

        Объем импорта подержанных иномарок начал снижаться еще в прошлом году: по его итогам в страну было ввезено около 400 000 иномарок second hand, что на 47 000 меньше, чем в 2002 г.

        Аналитики сходятся в том, что доля подержанных автомобилей на российском рынке продолжит снижаться, однако в дальнейшем динамика будет более плавной. Резкий спад импорта в I квартале, по мнению Елены Сахновой, аналитика Объединенной финансовой группы (ОФГ) , связан с суммированным эффектом всех тех таможенных ограничений на импорт автомобилей, которые были введены в России за последние два года. В 2002 г. правительство повысило пошлины на ввоз иномарок старше семи лет, осенью 2003 г. - на автомобили старше трех лет. А с 2004 г. фактически выравнены размеры пошлин на ввоз автомобилей для физических и юридических лиц.

        Валерий Тараканов, директор по маркетингу компании "Рольф-холдинг ", одного из крупнейших продавцов новых иномарок в России, отмечает как положительное явление, что потенциальные покупатели автомобильного "секонд-хэнда" вынуждены переключаться на новые автомобили. Старые иномарки, соответствующие европейским стандартам, стали дороги из-за высоких таможенных пошлин, поэтому потребителям, планирующим приобрести автомобиль в пределах $5000, остается рассчитывать на продукцию отечественного автопрома или автомобили с правым рулем из Японии, которых в России по-прежнему появляется много, отмечает Тараканов. "Подержанные иномарки ввозились главным образом для тех, кто хотел купить дешевый автомобиль. Сейчас же ввоз иномарок стоимостью дешевле $8000 становится экономически невыгодным", - соглашается Гайрат Салимов, аналитик "Тройки Диалог ".

        Те же, кто располагает суммой от $6000 и способны выплачивать в месяц $200-300, могут купить в кредит новую недорогую иномарку - прежде всего Hyundai Getz и Ford Focus, продолжает Тараканов, а с бюджетом от $10 000 возможности растут. Все больше иномарок российской сборки приближается к этой ценовой границе. "Темпы снижения импорта подержанных машин будут зависеть от того, как будет развиваться производство в России. Возможно, часть спроса удовлетворит Renault X90, сборку которой планируется вскоре начать в стране", - говорит он.

        Однако Салимов из "Тройки Диалог " полагает, что основную прибыль на российском рынке получат все-таки импортеры новых иномарок. "По нашим расчетам, существующие мощности автопредприятий и мощности заявленных проектов не успеют за ростом спроса", - говорит эксперт. По прогнозам "Тройки", количество автомобилей на 1000 человек в России к 2010 г. должно увеличиться с нынешних 155 единиц до 230. Годовые продажи к 2010 г. могут увеличиться до 3 млн штук против 1,5 млн в 2003 г.

        По прогнозам "Рольф-холдинга", объемы импорта подержанных автомобилей будут снижаться на 15 - 20% в год. И к 2006 г. подержанные иномарки будут составлять только 30% от объемов продаж новых иномарок с учетом произведенных в России.

        Александр Агибалов, аналитик компании "Атон", уверен, что кардинальным образом на ситуацию с ввозом подержанных иномарок могут повлиять действия российского правительства: если будет реализована озвученная Михаилом Фрадковым идея о снижении пошлин на ввоз автокомплектующих, это может свести ввоз подержанных автомобилей до минимума.

        В дальнейшем главным потребителем автомобильного "секонд-хэнда" станут любители неевропейских да и вообще редких автомобилей, считает Тараканов.



Источник: Ведомости