28.04.2004

Бредовый памятник бренду



Влад Васюхин


В Москве немало монументов, бездарных с художественной точки зрения и весьма сомнительных с точки зрения здравого смысла. Возможно, скоро воздвигнут еще один.

Вчера прошла пресс-конференция руководства московского завода плавленых сыров "Карат", на которой было объявлено о желании трудового коллектива этого славного предприятия установить в столице памятник… плавленому сырку "Дружба". Уже и место определено: на пересечении улицы Руставели и Огородного проезда. Это не первоапрельская шутка. Это чистый Кафка!
По правде сказать, я немного сомневаюсь, что у трудового коллектива нет иных проблем, чем памятник сырку, но у нас же любят говорить от имени и по поручению "простого народа", даже если сам народ, как всегда, безмолвствует…

Можно еще согласиться, что сырок "Дружба" - цитирую пафосный пресс-релиз - "является одним из самых ярких символов нашей насыщенной событиями эпохи". У каждого эпоха ассоциируется со своими символами и своими событиями. Это еще Ильф и Петров писали про два параллельных мира - большой, где большие люди и большие поступки, и маленький. Не исключаю, что для кого-то самым ярким и знаковым явлением ХХ века стало именно появление плавленого сырка. Однако почему сыровары (или сыроплавы) уверены, что их продукт "безусловно, заслуживает того, чтобы быть увековеченным в бронзе или камне"?! Аргумент, что оригинальная рецептура "Дружбы" была разработана ровно 40 лет назад, а заводу "Карат" в этом году исполняется ровно 70 лет, весьма и весьма неубедителен. Круглую дату можно найти для многих продуктов и товаров широкого потребления, для многих заводов, газет, пароходов. Но это еще не повод, чтоб превращать столицу в кладбище окаменевших сырков и забронзовевших утюгов.

У нас что все так блестяще с экологией, дорогами, бомжами и сиротами, что можно вышвыривать деньги на воплощение, да, забавных, да, прикольных, но абсолютно высосанных из пальца идей? Можно. На собственном дачном участке или в своем коттедже воплощайте любые фантазии - хоть из золота, хоть из дерьма, а вот в публичных местах сверкать деньгами как-то не принято. Поэт Вознесенский когда-то назвал подобные жесты жестко, но точно: "порнография духа". В Москве нет памятника Пастернаку, но зато обсуждается - в пресс-центре РИА "Новости"! - памятник плавленому сырку.

За всем этим, прости Господи, арт-проектом торчат уши одного столичного PR-агентства. Руководит им бывший телеведущий бывшего ТВ-6 Артур Крупенин. Скорее всего, именно ему или кому-то из его соратников по "Фабрике идей" и принадлежит креатив: г-н Крупенин не только вел вчерашнюю пресс-конференцию, но и отвечал на самые неудобные и жесткие вопросы. Со знанием ситуации отвечал. Отвечал, когда вопрос адресовали не ему. Понятно, что пиарщикам удалось впарить работникам пищевой промышленности весьма сомнительную историю с памятником как лучший способ отметить юбилей завода, вот они и отдувались.

То, что идея непродуманна, надуманна и полностью рекламна, видно невооруженным глазом. Во-первых, конкурс на лучший проект пресловутого памятника объявлен "всенародный". Организаторы ожидают получить - цитирую одного из ораторов - "кучу юмора". Главный критерий: "чем смешнее, тем лучше". Не уверен, что "Карат" объявил бы всенародный турнир на лучшую рецептуру сыра, все-таки этим должны заниматься профессиональные технологи, иначе желудку кирдык, но искусство можно почему-то отдать в руки дилетантов. И как тут не вспомнить блестящий ролик про Ивана Таранова: "А в опере пусть Шаляпин поет!.." Во-вторых, большое недоумение вызывает состав жюри, в него вошли "видные деятели культуры и искусства": живописец Никас Сафронов, модельер Юдашкин и три сочинителя-юмориста - Вишневский, Инин и Шендерович. И ни одного профессионального скульптора или архитектора! В-третьих, непонятно, как к этой "шутке юмора" относится московское правительство, которое имеет специальный комитет по монументальной пропаганде (или как там он правильно называется)?

…Я понимаю: Советский Союз оставил после себя немало брендов, и можно бесконечно по ним ностальгировать, вспоминая босоногое детство. Ну, так и давайте уважим тоскующих шутников, у которых денег куры не клюют, и устроим в одном месте (желательно, где-нибудь в тайге) своеобразный Диснейленд. И поставим там гигантские памятники пиву "Жигулевское", докторской колбасе, портвейну "Агдам", батону "Студенческий", "Гематогену", пельменям в красной пачке, шпротам в масле, спичкам из города Рыбинска и хозяйственному мылу. И, конечно, плавленому сырку "Дружба". Красота будет нечеловеческая! А вот Москву пожалейте, не надо ее украшать бронзовыми сырками.