27.04.2004


Слияние, от которого нельзя отказаться. Французские власти заставили Aventis принять предложение Sanofi



Кирилл Корюкин

         В истории одного из крупнейших поглощений в европейской истории поставлена точка - франко-германской фармацевтической компании Aventis под давлением властей Франции пришлось пойти на слияние с конкурирующей Sanofi-Synthelabo. Швейцарская Novartis, сделавшая Aventis альтернативное предложение, была вынуждена отступить под напором неофициальных и публичных угроз со стороны французских властей.

        Доход Aventis в 2003 г. вырос на 3,4% до $22,4 млрд, прибыль - на 7,4% до $2,455 млрд. Самым крупным акционером Aventis (13,5% акций) является кувейтская компания Kuwait Petroleum Corp. Капитализация Aventis составляет $64 млрд.

        Выручка Sanofi-Synthelabo в 2003 г. выросла на 29,3% и составила $10 млрд, прибыль увеличилась на 41,3% до $2,6 млрд. Примерно 25% акций Sanofi владеет французская нефтяная компания Total, остальные акции распылены. Рыночная капитализация Sanofi - $48 млрд.

        По данным источников американской The Wall Street Journal и британской Financial Times, соглашение о сделке было достигнуто в воскресенье. Aventis обойдется Sanofi в 55,2 млрд евро, или $65 млрд, большая часть из которых будет уплачена акциями. В понедельник Sanofi подняла уровень денежной составляющей сделки с 19% до 29%. Компания с рыночной капитализацией в 90 млрд евро, которая образуется в результате слияния Sanofi и Aventis, окажется третьей по величине в мире после Pfizer и GlaxoSmithKline. Она получит ведущие позиции на рынке в основном за счет нескольких популярных марок - препарата для профилактики инсульта Plavix, снотворного Ambien и лекарства против рака Eloxatin (марки Sanofi) , а также антиаллергена Allegra, препарата для снижения свертываемости крови Lovenox и антиракового лекарства Taxotere (Aventis).

        Sanofi объявила о планах враждебного поглощения Aventis в январе этого года. Aventis выступила против. Вскоре после этого швейцарская Novartis решила взять на себя роль "белого рыцаря" и начала переговоры о слиянии с Aventis на условиях, приемлемых для последней. Однако в спор вмешалось французское правительство, заявившее о том, что заинтересовано в создании национальной фармацевтической компании, а продажа доли стратегически важной компании противоречит интересам Франции.

        Французское правительство не впервые искусственно создает национального лидера в отдельно взятой отрасли. Четыре года назад по такой же схеме благодаря усилиям французских властей выросли Total и крупнейший банк еврозоны BNP Paribas. Теперь чиновники захотели, чтобы будущий "чемпион Франции" по производству лекарств смог противостоять американским фармацевтическим гигантам. А когда стало понятно, что Aventis не хочет поглощения и ведет переговоры с Novartis, французские чиновники начали угрожать швейцарским менеджерам по телефону, убеждая отказаться от сделки. Одновременно опасаясь, что Aventis все-таки попадет в руки швейцарцев, правительство давило на гендиректора Sanofi Жан-Франсуа Деэка, требуя увеличить выставленную за Aventis цену. Цена за одну акцию была поднята до 66,6 евро с предложенных в январе 60,43 евро.

        Гендиректор Aventis принял предложение Sanofi в пятницу во время встречи с будущим руководителем объединенной компании. На этой встрече настоял министр финансов Франции Николя Саркози. До этого руководители двух компаний несколько месяцев с момента, когда Sanofi объявила о планах недружественного поглощения, только обменивались резкими заявлениями. Novartis на этой неделе сообщила, что собирается прекратить переговоры о слиянии с Aventis в результате "сильного вмешательства французского правительства".

        Держатели акций Aventis давно подозревали, что власти вмешаются в сделку под тем или иным предлогом. Один из таких предлогов заключался в том, что вакцины, производящиеся Aventis, являются стратегическим средством защиты Франции против биотерроризма. Ни инвесторы, ни Еврокомиссия этот аргумент не приняли, посчитав его лишь прикрытием для протекционистских мер. "Жертвой в результате оказалась французская экономика, - считает Стивен Коэн, менеджер нью-йоркского хедж-фонда Kellner DiLeo Cohen & Co. , - лучшего способа отвадить иностранных инвесторов не придумаешь". Некоторые из инвесторов уже выразили свое несогласие - при голосовании по слиянию крупнейший акционер Aventis, Kuwait PetroleumCorp. , воздержался.

        Для Novartis исход борьбы за Aventis малоутешителен, поставленная задача укрепить свои позиции в мировой фармацевтике значительно усложнилась. (Использованы материалы WSJ, FT, 26. 04. 2004)



Источник: Ведомости