26.04.2004

Выпускать облигации по-новому предлагает эмитентам Райффайзенбанк



Елена Мязина

         Райффайзенбанк придумал новый способ размещения корпоративных облигаций, избавляющий инвесторов от риска роста процентных ставок до начала вторичных торгов и удешевляющий финансирование для эмитентов. Первой опробует новую схему пивоваренная компания "Балтика", облигации которой появятся в июне.

        Сейчас подавляющая часть облигаций российских компаний размещается по открытой подписке на аукционе. Но купившие их инвесторы могут продать их не сразу, а только через две недели после регистрации отчета об итогах выпуска в ФКЦБ, которая, по словам управляющего активами компании "Атон-менеджмент" Алексея Белкина, занимает по 20 - 30, а то и 40 дней. "За это время конъюнктура может существенно измениться", - указывает он. Если рынок растет, инвесторам можно не беспокоиться, но если падает, то они несут значительные убытки. Поэтому облигации на аукционе размещаются с небольшой премией к вторичному рынку - до 0,25% годовых на стабильном рынке и до 1,5% на плохом, по оценке начальника отдела инвестиционно-банковских операций Райффайзенбанка Павла Гурина.

        Чтобы снизить риски инвесторов и стоимость привлечения для эмитентов, Райффайзенбанк предложил "Балтике" сначала разместить облигации по закрытой подписке, продав их все ему самому, а затем, после регистрации отчета об итогах выпуска, вывести на рынок уже готовую к обращению бумагу. В пятницу ФКЦБ зарегистрировала проспект эмиссии, и размещение может состояться через две недели, а выход на вторичный рынок - спустя еще месяц (столько банк отвел на регистрацию отчета об итогах выпуска). За это время "Балтика" заплатит банку купон по ставке одномесячного кредита. Остальные купоны, которые инвесторы определят на аукционе, компания будет платить уже, как принято, раз в полгода. Выпуск будет абсолютно рыночным, обещает Гурин: "Мы сформируем синдикат андеррайтеров, которые затем будут поддерживать вторичную торговлю бумагами".

        Появление на рынке таких инструментов, не требующих замораживания денег, облегчит инвесторам жизнь, радуется Белкин. Начальник инвестиционного департамента банка "Зенит" Вадим Соломахин назвал схему "жизнеспособной". По его мнению, она расширит круг инвесторов за счет тех, кто устанавливает лимиты только на торгуемые бумаги.

        Главный недостаток предложенной "Райффайзеном" схемы в том, что она перекладывает процентные риски, которые сейчас несут инвесторы, на эмитента. Если до выхода облигаций на вторичный рынок ставки упадут или не изменятся, отмечает начальник отдела корпоративных продуктов Гута-банка Ростислав Кулак, компания не прогадает, но если доходность долговых инструментов вырастет, то ставки по следующим купонам не смогут компенсировать экономию от отказа за премию при размещении. По его оценкам, доходность при размещении облигаций компаний второго эшелона, к которым он относит и "Балтику", за месяц может вырасти с нынешних 9 - 10% годовых до 10,5 - 11,5% при полугодовой оферте. Сейчас на рынке не лучшие времена, напоминает вице-президент по финансам и экономике альянса "Русский текстиль" Владимир Столяров, вот уже две недели, как цены идут вниз.

        Связаться с руководством "Балтики" не удалось, а в Райффайзенбанке предлагают решать эту проблему более "короткой", например полугодовой, офертой. Кроме того, добавляет Гурин, эмитент может выкупить эмиссию на себя и разместить ее на рынке, дождавшись благоприятной конъюнктуры.

        "Балтика" - крупнейшая пивоваренная компания страны с капитализацией более $1,5 млрд. Выпуск трехлетних облигаций на 1 млрд руб. - первый в ее истории. "Райффайзенбанк" в 2003 г. организовал 4 выпуска корпоративных облигаций на 6,9 млрд руб. (2-е место в рейтинге агентства Cbonds).



Источник: Ведомости