23.04.2004

СМАРТС отстает от рынка



Светлана Витковская

         Вчера пятый по величине российский сотовый оператор - группа СМАРТС опубликовала финансовые результаты за 2003 г. Аналитики отмечают, что он развивается медленнее рынка мобильной связи, и предсказывают ему нелегкое будущее.

        Компании группы СМАРТС предоставляют услуги сотовой связи стандарта GSM в трех макрорегионах - Поволжском, Центральном (Ивановская и Ярославская области) и Уральском (Оренбургская область). Около 3% акций СМАРТСа принадлежат "Связьинвесту", остальные - физлицам, в том числе гендиректору СМАРТСа Геннадию Кирюшину. По данным ACM-Consulting, на конец марта 2004 г. операторы СМАРТСа обслуживали около 1,27 млн абонентов.

        Общая выручка СМАРТСа в прошлом году выросла по сравнению с 2002 г. на 34% примерно до $140 млн, EBITDA - на 49% до $56 млн. Эксперты рынка отмечают, что СМАРТС показал далеко не лучшие финансовые результаты. По словам аналитика компании iKS-Consulting Оксаны Панкратовой, выручка оператора растет медленнее, чем в среднем по рынку, где этот показатель составляет 53%. Кроме того, по ее оценкам, месячный ARPU (доход с одного абонента) у СМАРТСа $14, тогда как среднерыночный - $15.

        Аналитик ИК "Метрополь" Дмитрий Касьяненко добавляет, что рентабельность СМАРТСа (норма EBITDA) хотя и выросла за год на 4% до 40% , но остается намного ниже, чем у "большой тройки" - федеральных сотовых операторов. Например, у "Мобильных ТелеСистем" (МТС) она составляет 52,5% , а у "ВымпелКома" (торговая марка "Би Лайн") - 46%.

        "Все это следствие того, что СМАРТС работает практически только в одном регионе - Поволжье, где к тому же конкуренция между сотовыми операторами выше, чем в большинстве других регионов", - отмечает аналитик компании "НИКойл" Владимир Богданов.

        В самом СМАРТСе не склонны драматизировать ситуацию. Генеральный директор СМАРТСа Геннадий Кирюшин пояснил, что общий рост группы тормозят несколько неэффективных операторов из Чувашии, Ярославской и Оренбургской областей, а как раз в "сложном" Поволжье бизнес развивается отлично.

        Тем не менее аналитики считают, что в перспективе СМАРТС ждут серьезные трудности. "Усиление конкурентной ситуации на рынке Поволжского лицензионного макрорегиона привело к тому, что совокупная рыночная доля дочерних компаний СМАРТСа на нем снизилась с 36% в 2001 г. до 23% в 2002 г. и до 22% в 2003 г. ", - говорит Панкратова. Для сравнения: у "МегаФона" в Поволжье 25% рынка, у МТС и "ВымпелКома" - по 23%. "Единственной возможностью для СМАРТСа устоять на рынке является слияние с сотовыми активами "ВолгаТелекома", принадлежащего "Связьинвесту", - резюмирует Богданов.



Источник: Ведомости