23.04.2004

У "Электронной России" не осталось заказчиков



Леонид Коник

         Счетная палата РФ отныне будет вести аудит использования средств, выделенных на информатизацию госструктур. Однако пока никто в Счетной палате не знает, когда эта деятельность может начаться. Главный механизм повышения эффективности вложений государственных органов в информтехнологии - федеральная целевая программа (ФЦП) "Электронная Россия" - временно приостановлен.

        О планах контроля расходов на информатизацию заявил председатель Счетной палаты Сергей Степашин, выступая на международном семинаре по аудиту эффективности информационных технологий. "Большая роль информационных технологий в развитии общества обязывает государственные органы выделять значительные бюджетные средства на информатизацию ведомств, - заявил Степашин. - Необходимо оценить, сколь эффективно такой консервативный механизм, как госаппарат, совмещается с динамично развивающимися технологиями и насколько это соответствует интересам общества и граждан".

        При этом в Счетной палате затрудняются сообщить, когда и какими силами начнутся такие проверки. "Это новая для нас форма аудита, и пока нельзя говорить о том, в какие сроки она будет внедряться", - сообщил представитель отдела по связям с общественностью Счетной палаты. При этом он добавил, что сейчас в порядке эксперимента палата начала проверку эффективности расходов на информатизацию центральных органов управления Министерства обороны.

        Начальник управления по координации "Электронной России" бывшего Минсвязи Олег Бяхов считает инициативу Счетной палаты полезной. "Это своевременная инициатива - независимая оценка расходов государства на информационные технологии действительно необходима. Еще в прошлом году Минсвязи заявляло о недостаточной эффективности этих расходов и предлагало систему мер для исправления ситуации", - говорит Бяхов. Сама "Электронная Россия" не раз подвергалась проверкам: Счетная палата уже проводила ее в начале 2003 г. , а в конце марта трехмесячную проверку ФЦП закончило Главное контрольное управление президента РФ. Объем финансирования ФЦП составляет всего 5% всех госрасходов на информатизацию.

        В середине 2003 г. Минсвязи провело анкетирование 48 министерств и ведомств. По итогам этой работы был подготовлен доклад в правительство. Оказалось, что средства на информатизацию распределены между ведомствами неравномерно: на 10 федеральных органов власти приходится 81% всех расходов. При этом информационные ресурсы госструктур многократно дублируются. Например, территория России была оцифрована различными ведомствами за бюджетные средства 4 раза, причем карты не стыкуются между собой. На поиск информации и согласование документов сотрудники госорганизаций тратят до 50% рабочего времени, а каждый документ копируется в среднем 20 раз, сообщалось в докладе.

        Для того чтобы исключить дублирование и повысить эффективность бюджетных расходов на IT, Минсвязи в конце 2003 г. подготовило Концепцию использования информтехнологий в федеральных органах власти. Однако до сих пор этот документ не утвержден. Более того, в новой структуре правительства так и не существует окончательного решения о том, кто будет заниматься информатизацией. Минтранссвязи направило в правительство предложение сформировать в структуре министерства отдельное агентство по информатизации. "Если оно не будет создано, то информатизацией станет заниматься Федеральное агентство связи", - говорят в пресс-службе бывшего Минсвязи.

        Нет определенности и по ФЦП "Электронная Россия". Все госзаказчики этой программы - девять министерств и ведомств - прекратили свое существование. Поэтому ни один из объявленных в ее рамках тендеров на этот год так и не был завершен. В федеральном бюджете на реализацию ФЦП в 2004 г. выделено 1,8 млрд руб. , и Олег Бяхов полагает, что все запланированные мероприятия удастся осуществить за второе полугодие.



Источник: Ведомости