31.03.2004

Самолеты заправят по-европейски



Екатерина Чичурина

         Кстовский НПЗ начинает поставки реактивного топлива Jet-A-1 на российский рынок. Тестироваться проект будет в Международном аэропорту Нижнего Новгорода на топливозаправочном комплексе компании "НОРСИ-Авиа".

        "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" (Кстовский НПЗ) является дочерней структурой НК "ЛУКОЙЛ". По 45% акций ЗАО ТКЗ "НОРСИ-Авиа" принадлежит ОАО "Международный аэропорт "Нижний Новгород" и ОАО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез", оставшиеся 10% - ООО "Алькаин-Резерв".

        В 2003 г. "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" (Кстовский НПЗ) , по данным компании, произвел 22 000 т топлива Jet-A-1, которое было поставлено на экспорт. В 2004 г. завод уже выпустил 5000 т, часть которого будет поставлена в российские аэропорты. НПЗ ежемесячно производит около 40 000 т авиатоплива ТС-1.

        19 апреля этого года Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) должна подтвердить качество производства Jet-A-1 на "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" и готовность топливозаправочного комплекса "НОРСИ-Авиа" к заправке самолетов.

        Как сообщил "Ведомостям" главный технолог "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтеза" Герман Васильев, в 2004 г. первые 1000 т нового топлива планируется поставить "НОРСИ-Авиа" для заправки самолетов в аэропорту Нижнего Новгорода.

        "В начале 2004 г. на топливозаправочный комплекс было поставлено новое оборудование, специально предназначенное для работы с новым топливом", - сказал Васильев. Производителем оборудования для "НОРСИ-Авиа" стало НПО "Авиатехнология".

        В "НОРСИ-Авиа" отметили, что новое оборудование позволит заправлять самолеты как топливом Jet-A-1, так и топливом ТС-1 (используется для заправки отечественных самолетов).

        Как уточнил источник в нижегородском аэропорту, емкости для топлива остались прежними, но обновлена система контроля качества и заправочные цистерны.

        Участники рынка подтвердили, что евротопливо российского производства пока большая редкость, а существующие НПЗ выпускают в основном его аналоги.

        Пресс-секретарь компании "Славнефть" Илья Медведев сообщил "Ведомостям", что Ярославский НПЗ уже около двух лет производит авиационный топливный керосин (АТК) , сопоставимый по качеству с реактивным топливом Jet-A-1. Однако сертификата на соответствие этой продукции международным нормам НПЗ не имеет. Ежемесячно на "Славнефти" производится от 10 000 до 50 000 т топлива, большая часть которого идет на экспорт. Медведев не считает, что с выходом на этот рынок "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтеза" конкуренция усилится. "Мы работаем на экспорт, а этот рынок очень большой", - говорит Медведев.

        В российском представительстве компании Lufthansa "Ведомостям" сказали, что именно Lufthansa была инициатором введения этого стандарта Jet-A-1 в России и странах СНГ. По словам менеджера по связям с общественностью российского отделения Lufthansa Максима Уфаева, топливо Jet-A-1 несколько выше по качеству, чем ТС-1. "Пока в Нижнем Новгороде мы заправляемся "местным" топливом ТС-1, но уже ведем переговоры с "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтезом" о работе с топливом Jet-A-1", - уточнил Уфаев.

        По словам директора департамента по связям со СМИ "Аэрофлота" Льва Кошлякова, сейчас самолеты компании иностранного производства - Airbus и Boeing - заправляются топливом ТС-1. В 2003 г. "Аэрофлот" и "ЛУКОЙЛ" заключили договор о стратегическом сотрудничестве, которое предусматривает и приобретение топлива Jet-A-1. "Это более качественное и экономичное топливо, которое обеспечивает лучшие динамические характеристики для иностранных самолетов", - сказал Кошляков.

        Аналитики по разному оценивают перспективы нового топлива Jet-A-1 на российском рынке. По словам сотрудника информационного проекта "Аэропорт. ру" Олега Пантелеева, топливо Jet-A-1 - стандарт, разработанный на Западе, а самолеты отечественного производства заправляются топливом ТС-1, сертифицированным по отечественным стандартам. "И то и другое топливо достаточно близки по своим физическим свойствам", - говорит Пантелеев.

        По словам аналитика ОФГ Елены Сахновой, выход с топливом Jet-A-1 на российский рынок оправдан, потому что все больше зарубежных перевозчиков обращают свои взоры на Россию. Кроме того, некоторые авиакомпании практикуют дозаправку самолетов в России при перелете, например, из Азии в Европу. "А для иностранных самолетов заправка ТС-1 очень нежелательна, это выводит из строя их топливную систему", - говорит Сахнова.

        Сейчас "НОРСИ-Авиа" ведет переговоры о покупке всего топливозаправочного комплекса аэропорта Нижнего Новгорода, который компания арендует. В руководстве аэропорта и в "НОРСИ-Авиа" пока отказываются сообщать детали обсуждаемой сделки. Однако как сказали "Ведомостям" в НТУ МАП, в управление поступило ходатайство "НОРСИ-Авиа" о приобретении основных средств (заправочного комплекса) у нижегородского аэропорта.



Источник: Ведомости