29.03.2004

Внешторгбанк себя переоценивает



Сделка по продаже Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР) акций Внешторгбанка (ВТБ), похоже, близка к провалу. В пятницу президент ВТБ Андрей Костин заявил о намерении провести переоценку стоимости банка. Это приведет не только к повышению продажной цены его акций, но и отодвинет сделку с ЕБРР самое меньшее на полгода.
       В пятницу президент ВТБ Андрей Костин заявил агентству "Интерфакс", что Внешторгбанк намерен повторно провести оценку бизнеса. "Скорее всего, по совету наших консультантов мы приступим к новой оценке банка",– сообщил он, пояснив, что 2003 год был для ВТБ успешным, вследствие чего его стоимость значительно возросла. По словам господина Костина, в ближайшее время этот вопрос должен быть согласован с Минфином (99,9% акций ВТБ принадлежит правительству).
       Это заявление президента ВТБ выглядит по меньшей мере странно, особенно с учетом того, что длившаяся несколько месяцев процедура оценки рыночной стоимости банка завершилась всего четыре месяца назад. Напомним, что консультанты ВТБ по вопросам приватизации JP Morgan и Ernst & Young оценили банк более чем в $3 млрд (см. Ъ от 28 мая 2003 года). ЕБРР, в свою очередь, провел собственную экспертизу стоимости бизнеса Внешторгбанка, но ее результаты до сих пор неизвестны. И, судя по всему, нынешние громкие заявления Андрея Костина адресованы в первую очередь руководству ЕБРР.
       В конце января кредитный комитет ЕБРР утвердил многостраничный документ "Перечень основных условий", при выполнении которых ЕБРР готов купить акции ВТБ (см. Ъ от 26 февраля). Однако направить его во Внешторгбанк так и не решился. Андрей Костин никогда не скрывал, что не испытывает восторга от появления в банке иностранцев. Так что ЕБРР решил заручиться поддержкой главного акционера ВТБ – правительства. Весь февраль шли консультации о личной встрече руководства ЕБРР с главным лоббистом сделки Михаилом Касьяновым, однако договориться с ним банкиры не успели: премьер был отправлен в отставку. Ситуация явно зашла в тупик, и Андрею Костину ничего не оставалось, как припугнуть ЕБРР: как любая бюрократическая структура, он должен отреагировать на срыв собственных планов. А согласно этим планам, ЕБРР должен был войти в капитал ВТБ в первом квартале этого года, причем сделать он это должен раньше конкурентов. Напомним, что интерес к покупке акций ВТБ также проявляют входящая в структуру Всемирного банка Международная финансовая корпорация и итальянский Mediobanca.
       Стоит ли удивляться, что в пятницу господин Костин говорил о самом неприятном для ЕБРР: "В первом полугодии провести сделку будет трудно, очень трудно. Мы не имеем до сих пор предложений ЕБРР. Параллельно ведется работа над предложениями от частных структур. ЕБРР является лишь одним из претендентов. Кто первый войдет в капитал ВТБ, пока говорить трудно. В течение года мы определимся с тем инвестором, который станет нашим акционером".
       Впрочем, в самом ВТБ версию о попытках его менеджмента подтолкнуть ЕБРР к практическим шагам, равно как версию о саботаже самой сделки, категорически отвергают. "Мы по-прежнему считаем, что программа приватизации Внешторгбанка должна быть последовательно реализована, и продолжаем рассматривать ЕБРР в качестве одного из наиболее вероятных наших акционеров. При этом мы не скрываем, что у нас есть и ряд других предложений",– заявил Ъ старший вице-президент ВТБ Василий Титов.
       По его словам, заявление президента ВТБ о проведении повторной оценки банка не преследует цели подтолкнуть ЕБРР. "Об изменении цены говорят наши финансовые консультанты, а будет ли такая переоценка проведена – решать собственнику",– сказал Ъ господин Титов. В московском офисе ЕБРР в пятницу от комментариев отказались.
       Ъ будет следить за развитием событий.
ЕЛЕНА Ъ-КИСЕЛЕВА

КоммерсантЪ