29.03.2004


Пива - больше, денег - меньше. В прошлом году финансовые показатели "Балтики" ухудшились



Сергей Рыбак

         Увлекшись производством дешевого "Жигулевского", петербургская "Балтика" ухудшила свои финансовые показатели. На фоне роста продаж чистая прибыль крупнейшей российской пивоварни по стандартам US GAAP снизилась в прошлом году более чем на 10%. В этом году компания надеется наверстать упущенное.

        Контрольный пакет АО "Пивоваренная компания "Балтика" принадлежит скандинавской Baltic Baverages Holding (BBH). "Балтике" принадлежат пять заводов - в Санкт-Петербурге, Ростове, Туле, Хабаровске и Самаре. По данным маркетингового агентства "Бизнес Аналитика", к концу прошлого года компания контролировала около 22,4% пивного рынка России.

        В пятницу "Балтика" обнародовала финансовые итоги своей работы за прошлый год. По сравнению с 2002 г. эффективность компании уменьшилась: показатель EBITDA (прибыль до вычета налогов, процентов и амортизационных отчислений) снизился на 3% до $227 млн, а чистая прибыль - на 10,2% до $123 млн. Причем это произошло на фоне 8% -ного роста чистых продаж (за вычетом НДС и акциза) до $737 млн. Выросли у компании и продажи в натуральном выражении - правда, всего на 0,7% до 16,17 млн гектолитров.

        Руководитель пресс-службы пивоваренной компании Алексей Кедрин объясняет ухудшение финансовых показателей тем, что в прошлом году компания реформировала свою дистрибьюцию, и недостаточно агрессивной рекламой своей продукции.

        Аналитики добавляют еще одну причину - перекос в сторону дешевых сортов. Аналитик инвестиционной группы "Ренессанс Капитал" Наталья Загвоздина объясняет снижение прибыли "Балтики" на фоне роста продаж тем, что повышение цен на продукцию компании отстало от инфляции. Средняя отпускная цена литра пива увеличилась всего на 1,4% до 13,5 руб. при инфляции в 12%. Аналитик Альфа-банка Александр Свинов считает это следствием того, что "Балтика" резко увеличила выпуск дешевых сортов пива, например "Жигулевского".

        В этом году "Балтика" собирается переломить ситуацию. Компания намерена сосредоточиться на продвижении своей титульной марки. Уже в середине апреля появится "Балтика N 3" в новой бутылке. Кроме того, это пиво впервые начнут разливать в банки. В этом сезоне у петербургских пивоваров появится и новая реклама, созданная международными сетевыми агентствами.

        Должна принести плоды и прошлогодняя реформа дистрибьюции. Во всяком случае, главный конкурент "Балтики" - индо-бельгийская компания SUN Interbrew хорошие результаты 2003 г. объясняла, в частности, повышением эффективности дистрибьюции. Второй по величине производитель пива в России и на Украине по итогам прошлого года показал прибыль по US GAAP 21,3 млн евро против убытков 3,6 млн евро годом ранее; выручка компании выросла с 433 млн до 540,3 млн евро; EBITDA - с 74,9 млн до 100,8 млн евро. В 2003 г. SUN Interbrew увеличила реализацию пива на 28,6% до 16,1 млн гектолитров, практически догнав "Балтику".

        Каких производственных и финансовых показателей рассчитывает достичь "Балтика" в этом году, Кедрин сообщить отказался. Загвоздина из "Ренессанса" прогнозирует, что в этом году компания продаст 17,8 млн гектолитров пива на $940 - 960 млн.

        Впрочем, по мировым меркам рентабельность "Балтики" и сейчас вполне приемлема. Загвоздина называет компанию одной из самых прибыльных в Европе пивоварен. Она отмечает, что показатель EBITDA Margin (отношение EBITDA к чистым продажам) у "Балтики" составляет 30,8% , а на "средних европейских пивоварнях" - около 24%.



Источник: Ведомости