29.03.2004

"Реклама взлетит до небес". Коммунисты разместили бы среди звезд изображение Ленина



Пока власти Санкт-Петербурга снимают с Невского проспекта растяжки, заслоняющие исторический облик города, рекламная индустрия входит все в новые сферы жизни человека. Недавно российский конструктор аэрокосмической техники изобрел способ вывести рекламу на звездное небо. "Космическая реклама сможет охватить огромную площадь и колоссальное количество потребителей, - считает автор идеи Александр Лавренов. - Это буквально межконтинентальная география охвата. Огромные надписи на небе, составленные из спутников, смогут по нескольку раз в сутки облетать землю, и в тех зонах, где будет ночь, люди смогут отчетливо разглядеть на небе символы и слова рекламы". Правда, даже потенциальным получателям прибыли от космической рекламы - главам рекламных агентств - эта идея не нравится. Они хотят смотреть на чистое звездное небо.
      По замыслу ученого, при помощи системы спутников и установленных на них отражателей солнечного света можно будет написать в небе геометрические символы, лейблы и даже текст. "Разместив некоторое количество спутников на определенном расстоянии друг от друга, с Земли можно будет хорошо видеть их как движущееся сверкающее изображение, - уверен Александр Лавренов. - Надписи на небе будут наблюдаться с Земли не хуже звезд". Спутники должны связываться между собой многокилометровым тросом, на который тоже будет наклеен пленочный светоотражатель. Конструктор уже придумал, как сформировать из этих элементов фигуры типа "крест", "стрела", "трезубец" и прочие. А для по-настоящему сложных изображений предлагается использовать сами спутники. Командами с Земли их можно будет переставлять в любом нужном порядке. Свое изобретение ученый запатентовал в Российском агентстве по патентам и товарным знакам и надеется, что внедрение этого проекта практически создаст новую отрасль космической индустрии.
      Впрочем, использование рекламы в космической индустрии началось задолго до изобретения Александра Лавренова. "Лет десять назад, когда Pepsi-Cola переходила на синий дизайн, они раскрашивали в свои цвета лайнер "Конкорд" и стартующую ракету", - вспоминает президент Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) Владимир Евстафьев. Представители рекламного бизнеса слышали также, что российские космонавты брали с собой на борт диски и кассеты отдельных певцов и музыкантов или фильмы для просмотра и упоминали об этом - очевидно, представителям шоу-бизнеса удавалось договариваться с ними о своеобразном product placement. Рекламной акцией, по сути, можно назвать и проект НАСА по запуску марсохода - пиар-кампания вокруг этого события, построенная по всем законам жанра, очевидно, призвана привлечь дополнительные средства в бюджет американской космической ассоциации.
      А для проекции на небо изображений, даже объемных, спутники вовсе не нужны. Жан Мишель Жар, который устраивал свои лазерные шоу и в Москве, и в Санкт-Петербурге, давно решил эту проблему. "Проецировать брэнды на звездное небо - это проект для мегаманьяков, - считает Владимир Евстафьев. - Не нужно забывать, для чего существует реклама. Это составная часть маркетинга. Конечная цель рекламы - сделать товар или брэнд узнаваемым, увеличить продажи. Сегодня всего этого можно эффективно и успешно достичь гораздо более спокойными и дешевыми средствами. А чтобы оправдать изображение в звездном небе, это должен быть такой товар, который интересен абсолютно всему населению - всех возрастов и стран. Вот если бы коммунизм продолжал существовать, наши коммунисты наверняка воспользовались бы изобретением, чтобы разместить портрет Ленина, а корейцы - Ким Ир Сена. А я просто не знаю на Земле таких брэндов, которые были бы достойны того, чтобы мерцать среди звезд".
      Опрошенным корреспондентом "НГ" представителям рекламного бизнеса эта идея тоже не нравится, хотя как профессионалов она бы их заинтересовала. Однако они отмечали, что из-за дороговизны проекта круг клиентов космической рекламы был бы крайне ограничен. Поэтому в случае реализации этой идеи нам бы не пришлось увидеть на небе ничего нового - очевидно, это были бы уже знакомые "мегамонстры" Nike, Coca-Cola и им подобные. При этом представители рекламного бизнеса готовы пощадить эстетические чувства граждан и не размещать на небе, например, огромную объемную кроссовку или банку напитка, а ограничиться лишь большим изображением торговой марки.
      Несмотря на то что с потребительской точки зрения рекламщикам эта идея очень не нравится, они признают, что за ней - будущее. Наука развивается такими темпами, что, если не будет принято специальных законодательных ограничений, уже лет через 20, взглянув однажды на звездное небо, мы вдруг увидим там знакомые по наружной рекламе и телевидению торговые марки. "Придется ходить в кепке, чтобы козырек загораживал это безобразие", - сказал корреспонденту "НГ" гендиректор одного из рекламных агентств.
     
      Анна Скорнякова
     29.03.2004 Независимая газета