16.03.2004

Повысить тарифы снова просит "Транснефть"



Татьяна Егорова

         Нефтяным компаниям грозит очередное удорожание услуг на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам. Госмонополия "Транснефть" попросила чиновников повысить ей тарифы на 16% , чтобы компенсировать выпадающие доходы от неуплаты нефтяниками НДС и колебаний курса доллара.

        В 2003 г. "Транснефть" транспортировала около 400 млн т нефти. Государству принадлежит 75% в уставном капитале компании (100% голосующих акций). Выручка "Транснефти" за девять месяцев 2003 г. по IAS составила 83,085 млрд руб. , чистая прибыль - 21,248 млрд руб.

        В декабре 2002 г. президент "Транснефти" Семен Вайншток сам попросил правительство не индексировать тарифы его компании на ближайший год. Тем не менее цена на услуги монополии в 2003 г. увеличивалась дважды: сначала на 0,63% (для выплаты "Транснефтью" процентов по кредитам) , а затем еще на 4,75%. Кроме того, с 1 января 2004 г. тарифы "Транснефти" были снова повышены - на этот раз на 8,62%. Это оказалось несколько меньше ожиданий Вайнштока, который рассчитывал на индексацию тарифов на процент инфляции - "примерно на 12,5% ".

        Сейчас тарифы по перекачке нефти по магистральным трубопроводам АК "Транснефть" составляют от 2,68 до 8,14 руб. за транспортировку 100 т на 1 км в зависимости от направления, тарифы на услуги по перевалке, наливу и сдаче нефти - от 26,7 до 4987,82 руб. за 100 т.

        Но, как рассказал "Ведомостям" чиновник Федеральной службы по регулированию тарифов (образована на базе ФЭК) , недавно "Транснефть" направила новую заявку на повышение тарифов. Он не раскрыл детали этого документа, не говорят о них и в самой "Транснефти". А источник, знакомый с планами "Транснефти", пояснил, что с помощью повышения тарифов монополия рассчитывает компенсировать уплаченный НДС. По его словам, в соответствии с Налоговым кодексом "Транснефть" оказывает услуги по транспортировке нефти, не взимая с нефтяников налог на добавленную стоимость (НДС). В то же время сама компания вынуждена уплачивать НДС в размере 18% с суммы услуг, оказанных ей подрядчиками. Такой порядок кажется монополии несправедливым, поэтому она предлагает увеличить плату за свои услуги, чтобы компенсировать выпадающие от неуплаты НДС доходы. "Транснефть" просто хочет вернуть свои деньги", - объясняет собеседник "Ведомостей". Он утверждает, что стоимость транспортировки нефти для нефтяников увеличится незначительно - "на какой-то процент".

        Однако, по свидетельству знакомого с предложениями "Транснефти" госчиновника, речь идет о повышении тарифа на 16% по всей системе трубопроводов. По его словам, расчет этой цифры основан на данных о том, что выпадающие доходы "Транснефти" в 2003 г. составили не менее 6 млрд руб. При этом речь идет не только об уплате НДС, но и о потерях из-за разницы между реальным курсом доллара и прогнозом, заложенным в федеральный бюджет. "Тарифный орган еще не решил, в каком именно тарифе стоит учитывать эти расходы и учитывать ли вообще", - отмечает собеседник "Ведомостей". Партнер одной из аудиторских компаний считает, что желание возместить уплаченный НДС может быть одной из причин, по которой "Транснефть" просит повысить ей расценки на прокачку нефти.

        Нефтяники запрошенное "Транснефтью" повышение считают серьезной проблемой. "По итогам девяти месяцев 2003 г. наши транспортные затраты стали превышать затраты на добычу нефти, - жалуется начальник отдела по связям с инвесторами "ЛУКОЙЛа" Геннадий Красовский. - Это изымает у нефтяных компаний средства, которые могли бы быть направлены на развитие".

        В пресс-службе Федеральной службы по регулированию тарифов "Ведомостям" подтвердили получение запроса от "Транснефти". Принять решение по поводу этой просьбы чиновники обещают в течение месяца. Но аналитик "Атона" Тимербулат Каримов напоминает, что, как правило, просьбы "Транснефти" о повышении тарифов чиновники удовлетворяют. По оценкам "Атона", при повышении тарифов "Транснефти" на 16% выручка компании увеличится на 13% , а чистая прибыль - на 32%. Правда, отмечает эксперт, как правило, реальный рост тарифов всегда бывает несколько меньше, чем просит монополия.



Источник: Ведомости