26.02.2004

Мебельщиков подвел стул



Екатерина Чичурина
Ведомости - Нижний.
         НИЖНИЙ НОВГОРОД - Чиновники МАПа впервые возбудили дело по факту копирования продукции на мебельном рынке. В конфликте участвуют два небольших предприятия, но участники рынка с интересом следят за ним: копирование чужих изделий - распространенное явление в России, но до сих пор споры решались без участия судов или антимонопольного ведомства.

        Нижегородское теруправление (НТУ) МАП приняло к рассмотрению дело по факту копирования продукции, возбужденное по заявлению местного производителя мебели, компании "Юта", выпускающей в месяц примерно 3000 изделий, 90% из которых - стулья. По словам главного инженера "Юты" Александра Китаева, в 2001 г. его компания начала производство стульев, "Элегант-2". Почти 90% продукции шло в регионы через московского оптовика "Мебель-Альянс". Через два года продажи упали почти вдвое, рассказал Китаев. По его словам, это произошло после того, как нижегородские компании "Мебель Заволжья" и ЧП "Азеев" - начали выпускать аналогичные стулья. В подтверждение своей позиции "Юта" представила в МАП заключение консалтинговой компании "Нижегородский дом строителя", подтверждающее "полную идентичность" продукции ответчиков запатентованному в прошлом году "Ютой" художественно-конструкторскому решению.

        В "Мебели Заволжья" себя виновными не считают. Гендиректор этой компании Игорь Бабийчук заявил, что с предложением о производстве модели стульев "Элегант-2" к фирме обратились оптовики из "Мебель-Альянса". По словам Бабийчука, "Мебель-Альянс" раскрутила продукцию "Юты", а прототип серии "Элегант-2" разработала "Мебель Заволжья". А в "Мебель-Альянсе" говорят, что выпуск стула начался за полгода до того, как был оформлен патент "Юты". По словам гендиректора "Мебель-Альянса" Тамары Юриной, раскруткой стула "Элегант-2" компания занималась с мая 2001 г.

        Опрошенные "Ведомостями" юристы и участники мебельного рынка говорят, что обвинения в копировании тех или иных моделей или дизайнов мебели на российском рынке не редки, однако ни одно подобное дело еще не рассматривалось ни в суде, ни в МАПе. Крупнейший российский производитель мебели, подмосковная "Шатура", нередко сталкивается с копированием своей продукции. Доказать факт копирования сложно, объясняет начальник отдела общественных связей "Шатуры" Вадим Бахтов, ведь дизайн мебели нередко представляет собой сочетание нескольких стандартных решений. По этой же причине его сложно запатентовать, говорит Бахтов. Факты подделок встречаются как в Москве, так и в регионах. "Однако нам удается решать эти вопросы в досудебном порядке", - уточняет представитель "Шатуры".

        А пресс-секретарь российского подразделения IKEA Ирина Ваненкова вспомнила лишь один случай копирования продукции шведской компании. "Тогда мы просто сняли с производства это изделие и запустили новое, чтобы избежать судебной волокиты", - говорит она.

        Юристы считают, что больше шансов на победу у ответчиков. "Это возможно, если компании сумеют доказать, что за шесть месяцев до выдачи патента аналогичный продукт уже существовал на рынке", - говорит директор петербургского представительства фирмы "Городисский и Партнеры" Виктор Станковский.

        Вадим Бахтов говорит, что "Шатура" будет отслеживать это разбирательство и в случае победы заявителя "извлечет для себя полезные уроки" - например, начнет патентовать свою мебель.



Источник: Ведомости